• Аудиобубен лейтенанта Шмидта: великая тайна бумажной конденсаторной алхимии. Аудиобубен лейтенанта Шмидта: великая тайна бумажной конденсаторной алхимии Аудио высокого разрешения - маркетинговое изобретение

    29.01.2021

    Большинству людей из интернет окружения (и не только) известно такое понятие как аудиофилизм. В связи, с чем связанно возникновение данной религии точно не известно. Но речь не о том, сегодня мы поговорим не о самом понятии и симптомах болезни, а о некоторых заблуждениях. К сожалению, аудиофилы, накрепко поселились на форумах посвященных радиоэлектронике, что не может не огорчать, а иногда заставляет смеяться над высказываниями о какой-то антинаучной чепухе. Но, тем не менее, это явление сейчас прогрессирует и может пагубно повлиять на начинающих радиолюбителей, или даже изменить отношение к современным технологиям и компонентам уже у набравшихся опыта «ценителей канифольного дыма».
    Для удобства, я разделю свою статью на несколько частей, в которых будет описана та или иная область активно обсуждаемая аудиофилами на форумах. Это может быть, как и радиодеталь, так и некое физическое явление. Итак, приступим.

    Конденсаторы

    Очень часто на форумах можно прочесть, что керамические конденсаторы портят звук. Как такое могло произойти? В нашем случае мы через конденсатор проводим звук, то есть переменный ток, для которого конденсатор не является диэлектриком и наоборот, постоянный ток через конденсатор не пройдет. То есть, мы разделяем переменную составляющую от постоянной. И в тоже время, очень рекомендуется аудиофилами использовать бумажные, пленочные и прочие типы конденсаторов. А теперь посмотрим с другой стороны. Чем выше качество диэлектрика на обкладках конденсатора, тем лучше, но скажите мне, пожалуйста, с каких пор бумага стала более качественным изолятором, чем керамика. Дальше приведу кусочек текста, найденный в интернете.
    Керамические конденсаторы применяются там, где необходима способность работать с сигналами меняющейся полярности, хорошие частотные характеристики, малые потери, незначительные токи утечки, небольшие габаритные размеры

    А вот герои нашей сегодняшней статьи, не хотят в упор видеть данных преимуществ и с пеной у рта доказывают, что бумажные конденсаторы это ТРУ. Даже, мягко говоря, это совсем не тру, так как данный вид электронных компонентов безнадежно устарел, имеет большие размеры а также подвержен гигроскопичности, и насосав в себя влагу из окружающей среды становится не изолятором для постоянного тока а очень даже проводником! Проходящая постоянная составляющая сигнала легко изменит режим работы транзистора, к которому он подключен. Также не забываем что он имеет не малые размеры, и на него могут наводиться всевозможные сигналы, например помехи из близко расположенного импульсного блока питания, сигналы передатчика сотового телефона, да и в конце концов наводки переменного тока электросети.

    Но самым шиком являются, САМОДЕЛЬНЫЕ конденсаторы. Данные эмм… изделия, наши сумрачные гении изготавливают из туалетной бумаги и алюминиевой пищевой фольги, к которой, не имея возможности припаять, прикручиваются медные провода, создавая, таким образом, не надежный контакт и бонусом некое подобие гальванопары. На выходе получается что-то похожее на, простите, женское гигиеническое средство, работающее в принципе так же, как если бы мы это средство впаяли в схему.
    А теперь более конкретно, керамические конденсаторы можно и нужно использовать в аудиотехнике. Но в пределах разумного конечно, не стоит использовать размером с кулак конденсаторы, выпаянные со старой СССРовской (и не очень) аппаратуры.
    Электролитические конденсаторы, тоже можно, но спорно. Так как качество данных конденсаторов может сильно отличатся от идеальных, а утечки никому еще добра не сделали. Так что смотрите сами, если это простенький усилитель для маленьких компьютерных колоночек или радиоприемника, то не вопрос, ставьте не стесняйтесь, разницы Вы даже не заметите, не услышите и не почувствуете.

    Провода и кабели

    Все кабели должны быть с позолоченными контактами. Да это, несомненно, плюс, так как золото не подвержено коррозии и соответственно в месте контакта не будет ржавчины, плохо проводящей электричество. И этим все ограничивается, на самом деле плевать из какого металла будут сделаны разъемы, хоть титан-фольфрамового сплава, на качестве звука никоем образом не отразится, а вот на качестве соединения может отразиться очень сильно. И неприятные шорохи, трески и прочие помехи, могут быть вызваны именно плохим контактом на разъемах. Очень важна качественная экранировка кабеля, ибо любой кабель это в первую очередь Антенна, а потом уже кабель.

    Безкислородная медь. Нужна только в тех проводах, которые подвержены частым сгибаниям, например наушники, джойстики, мышки компьютерные. Не буду вдаваться в подробности, но этот фактор абсолютно не влияет на качество звука, а только на качество проводов как таковых.

    HDMI кабель дешевле 1000$ порнография. В корне не верно, цифровой сигнал устроен так, что он либо есть, либо его нет, промежуточных состояний не бывает, в принципе. И состояние такого кабеля может быть трех видов:

    1. Работает без проблем
    2. Не работает совсем
    3. Работает, но иногда рвет сигнал

    А причина вот в чем, внимательно смотрите на спецификации кабеля, у разных версий HDMI они разные. Напомню, что версия 1.3 должен пропускать не менее 10гГб/сек. И не покупайте уж совсем дешевые кабели ценой 100 рублей за метр. Отсюда можно сделать вывод, что кабель ценой 1000$ и 1000 рублей будут совершенно одинаково работать, потому что цЫфра.

    Прогрев
    Ох, это сладкое слово прогрев, а Вы знали, что полупроводниковая аппаратура тоже нуждается в прогреве. И не только аппаратура, но провода-кабели и акустические системы. Если с последним можно еще как-то, с большой натяжкой, согласится, например, со временем подвес диффузора становится более мягким и чувствительность динамиков немного повышается, то прогрев проводов...

    Выглядит это следующим образом, провода укладываются в строго определенном направлении с севера на юг, так как в противном случае, магнитное поле земли оказывает не благотворное влияние на качество проходящего сигнала. Угловых изгибов не должно быть, только плавные повороты, иначе электроны будут спотыкаться об углы, и создавать пробку. Затем провода необходимо прогреть, аудио-сигналом со специальным шумом и только оригинальным диском, выпускаемом на швейцарских изумрудных лугах, среди чистейших ручьев и белейших облаков. Пиратская копия здесь неуместна, так как цифровая копия не даст нужного шума. В случае если провода сдвинуть, то необходимо повторить процедуру, дабы электроны проложили себе новый туннель в меди.

    Было бы смешно, если бы не так грустно.

    Класс А

    Усилитель должен быть только класса А и неважно, что этот монстр жрет сотни ампер току и греет атмосферу как приличная атомная станция (гринписовцам на заметку). В наш век тотальной экономии на всем, включая электричество, это выглядит сущим анархизмом, огромные, тяжелые, горячие усилители мечта любого аудиофила. Плевать на экономичные усилители классов Б и АБ и схемами кошерных обратных связей. И вообще всевозможные обратные связи это богомерзость. А прекраснейшие усилители класса D это всего-то простой импульсный блок питания нагруженный динамиком. Импульсная нечисть, у нее нет души!
    Класс А оправдан только в предварительных усилителях, где токи не столь существенны

    Кстати о блоках питания, аудиофилы не признают импульсных источников питания, не смотря на то, что они легче, надежнее и компактнее своих трансформаторных собратьев. Качественный импульсный БП (читай как: сделанный не из сгоревшей лампочки энергосберегайки) обеспечит более качественное питание устройства и меньший нагрев. И большей частью ему плевать, что у него на входе не стабильное напряжение он всегда даст на выходе, то для чего его построили. А еще будет иметь кучу всевозможных защит, в том числе и от перегрева. И не забываем, что импульсная стабилизация имеет, куда больший КПД, чем линейная.

    Заключение

    Я принципиально не стал добавлять в статью главы о Теплом Ламповом Звуке, Виниле и прочих Бобин с пленкой, боюсь спровоцировать акт агрессии и форумных холиваров на эту тему.
    Статья эта написана исключительно с благими намерениями, просто иногда стыдно становится за людей, которые дают подобные советы и рекомендации. А всем радиолюбителям я хочу посоветовать, будьте бдительны, аудиофилы заразны. Подумайте лишний раз о физических процессах, протекающих в устройстве и возможно, Вам даже не придется задавать вопрос на форуме, и постигнутая тайна добавит Вам +1 очко к интеллекту.

    Ах да, если интересно, почитайте на форумы пациентов. Ссылки указывать не буду, все очень хорошо находит яндекс. Но предупреждаю, за лопнувших от смеха читателей, автор статьи, ответственности не несет.

    Одним из многочисленных заблуждений, касающихся аудиокомпонентов, является подход к выбору конденсаторов. Так известно, что некоторой частью сообщества аудиофилов высоко котируются определенные виды этих элементов для накопления заряда. Тут необходимо отметить, что использование тех или иных конденсаторов в усилителях и кроссоверах акустических систем действительно может существенно отразиться на верности воспроизведения, но…

    Ярые приверженцы “альтернативной конденсаторной теории” стараются доказать, что те или иные виды бумажных конденсаторов (а в ряде случаев, самодельные бумажные конденсаторы) - это априори лучшее, что можно использовать в схеме усилителя или фильтра. Аргументация безапелляционна и проста - “у них более мягкий звук”.

    Также в среде слабо знакомых со схемотехникой, но при этом знакомых с “запахом канифольной дымки” по инерции появилась мода на замену всех конденсаторов в усилителях и фильтрах АС для получения “божественного звука”.

    Про абсурдность самого по себе “слушания конденсаторов”, равно как выслушивания вешалок-кабелей и теплых ламповых фрактальных додекаэдров я умолчу, дабы не оскорблять чувства верующих. В этом посте сжигаем бумажный миф о конденсаторах, разбираемся с линейностью этих, бесспорно, важных элементов и немного коснемся того когда нужно. а когда не стоит менять конденсаторы.

    Ценность промасленной бумаги и волшебство конденсаторных замен

    Итак, приступим. Корни мифа, изложенного ниже, к сожалению найти не удалось, но полагаю, что к его созданию приложил усилия достопочтенный господин Лихницкий (прошу учитывать, что многие считают подобные заявления уважаемого инженера очень тонким пранком и троллингом), некогда высоко оценив качество бумажно-масляных конденсаторов немецкой фирмы Telefunken образца 30-х годов (еще АМЛ очень котировал их триоды, как самые “теплые” и “одухотворенные”).

    Утверждается, что в силу технических (физических), а в ряде источников метафизических особенностей, различные типы бумажных конденсаторов обладают огромной ценностью при формировании “качественного звука", так как более линейны по сравнению с другими типами. Пересказ всех мифов о причинах “более высокой” линейности займет не одну статью, и я позволю себе этим не утруждаться.

    В метафизических объяснениях влияния этих конденсаторов на звук приводятся аргументы в пользу благородности бумаги, как материала для использовании в создании звукового тракта. Но все описанные выше аргументы применяются сравнительно редко, даже метафизические. Основной посыл в опусах поднаторевших в ”златоухом слушании” сторонников промасленной бумаги и фольги сводится к тому, что звук с такими конденсаторами становится “мягче”, “натуральнее” и “честнее”.

    Коснусь ещё одного конденсаторного мифа. При покупке винтажной аудиотехники или с целью улучшения звука в бюджетном усилителе или АС нередко рекомендуют замену всех конденсаторов устройства. В первом случае замена может быть вполне объективно оправдана высохшими и раздутыми электролитами. Второй случай представляет менее приглядную картину.

    Аудиоманьяки с паяльниками особенно часто проводят “трансплантацию” конденсаторов выпрямителей, отвечающих за питание выходных каскадов УМЗЧ. При этом любители исследования “глубин низкочастотного диапазона” стараются до предела увеличить номинал емкости. Аргументация также есть:

    “Хочу больше низа, усилитель не может раскрыть НЧ-потенциал моей АС. Ща поставлю нормальную емкость и НЧ станут более насыщенными”.

    Пепел бумажной тайны

    Едва ли эта статья заставит истинных приверженцев бумажной конденсаторной теории каким-то образом отойти от своих взглядов, но по крайней мере заставит задуматься тех, кто гипотетически может поверить в этот бред.
    • электрическое сопротивление изоляции диэлектрика конденсатора;
    • поверхностные утечки, саморазряд;
    • эквивалентное последовательное сопротивление;
    • температурный коэффициент ёмкости;
    • тангенс угла диэлектрических потерь;
    • эквивалентная последовательная индуктивность;
    • диэлектрическая абсорбция.
    Считается, что описанные выше параметры способны влиять на линейность при использовании в акустически значимых цепях усилителя и кроссоверах. И тут возникает проблема, практически все описанные характеристики у бумажных конденсаторов хуже чем у других типов.

    Итак, мифотворцами утверждается, что бумажные конденсаторы более линейный элемент и, соответственно, его имеет смысл применять вместо керамических, пленочных, электролитических и пр. Я не первый, кто задался вопросом о правильности этих выводов о линейности. Так на форуме electroclub.info один из участников сообщества (в далёком 2008-м году) провёл несколько тестов , сравнив типы конденсаторов на предмет коэффициента гармонических искажений, которые они могут вносить.

    Несмотря на некоторые неточности в методике измерений, о которых автор предупредил, его тесты демонстрируют вполне реалистичную картину. Если резюмировать: металлобумажный К42У-2 (Кг = 0.0023%, К"г = 0.0078%) оказался значительно линейнее керамических, но уступил плёночным. Учитывая, что в сравнении пленочных конденсаторов с бумажными линейность отличалась на тысячные доли % Кг, можно смело говорить о том, что разница в их линейности находится в пределах величин, которыми можно пренебречь. Кроме того, тот же автор утверждает (на основании проведенного теста), что линейность конденсатора в большей степени зависит от емкости, нежели от использованного типа. А проблема линейности у “керамики” возникает в связи с использованием небольшого объема для большой ёмкости и не является обязательной для всех керамических конденсаторов.

    Можно сделать грубый и не бесспорный вывод, что металлобумажные конденсаторы (в идеальных равных условиях), вероятно, более линейный элемент, нежели керамические, но при этом не превосходят по линейности пленочные и другие типы.

    Иными словами нет прямой зависимости между искажениями которые способен внести конденсатор и его типом. Более того, в большинстве современных конденсаторов искажения настолько малы, что их величинами можно смело пренебрегать, особенно если речь идёт о создании бюджетной аппаратуры.

    Кроме того, бумажные конденсаторы обладают рядом недостатков, благодаря которым были практически вытеснены с рынка другими типами. Эти недостатки способны отражаться, как на звуке (особенно в случаях с разделительными - межкаскадными элементами), так и в принципе на стабильность работы усилителя или фильтра. Так например, для бумажных конденсаторов свойственна высокая гигроскопичность , что в свою очередь приводит к повышению диэлектрических потерь , снижению сопротивления изоляции, пагубно отражается на термостабильности *(по ряду источников линейность зависит в т.ч. от термостабильности).

    Описанных недостатков и наличие альтернатив в виде различных типов пленочных конденсаторов вполне достаточно для того, чтобы забыть о всех типах «бумаги» навсегда. Иными словами, так любимые некоторыми металлобумажные, бумаго-масляные и прочие архаичные конденсаторы действительно обладают достаточно низкой нелинейностью, пока не впитают некоторого количества влаги.

    Об изменении характера звучания спорить бессмысленно, так как спор будет происходить с людьми из категории “вы ничего не понимаете - я это слышу” . На заявление о “мягкости” в звучании бумажных конденсаторов на одном из радиолюбительских форумов был дан один превосходный ироничный ответ:

    “Конечно! Ведь бумага очень мягкий диэлектрик))”

    Полагаю это лучший ответ.

    Менять не всё или не менять вообще

    Необходимость в замене конденсаторов при покупке аудио винтажа действительно имеет смысл, особенно это касается электролитов. Однако менять все, по меньшей мере финансово нерационально (бесспорно следует учитывать возраст аппарата, возможно и все, но не факт). Более того, делать это надо точно понимая, что и где менять. Если такого понимания нет - следует обращаться к специалистам, которые могут определить высохшие и вздутые электролиты, наличие пробоя и т.п. Если аппарат работает без сбоев и нет нареканий на звук ничего не нужно.

    Относительно изменения характера звучания путем внедрения “инноваций” в схемотехнику серийного устройства следует сказать отдельно. Например, при повышении емкости конденсаторов питания выходного каскада в погоне за “глубоким низом”, как правило, забывают о растущем токе заряда. Такая беспечность приводит к скоропостижной смерти диодных мостов в результате пробоя. Любые изменения в серийной схемотехнике - риск, и реально её улучшить может человек, который скорее спаяет собственный усилитель.

    Фильтры АС также часто страдают от трансплантационных надругательств, что в случае несоответствия параметров конденсатора конструкции фильтра приводит к плачевным результатам. Умные люди рекомендуют, если менять, то весь фильтр (с катушкой, резисторами и т.п.), рассчитывая новый под параметры АС.

    Итог

    Из всего изложенного выше можно сделать несколько простых и полезных выводов. Распространение мифа о бумажных конденсаторах выгодно лишь немногочисленным компаниям, которые используют их в аудиокомпонентах или сами производят бумажные конденсаторы. Фактически это эксплуатация невежества потенциальной целевой аудитории и навязывание заведомо устаревшей и фактически не нужной технологии.

    Замена конденсаторов в старой аппаратуре может стать полезной профилактической мерой, но только в том случае, если выполняется человеком, который понимает, что менять, а что нет. Игры с ёмкостью и типами конденсаторов в фильтрах и усилителях серийного производства с высокой вероятностью приведут вместо “божественного звука” к внушительным вложениям в ремонт.

    Однако, все это вряд ли позволяет им добиться более качественного звука. О том, как разводят аудифилов, и как они сами дают себя развести, читайте далее.

    В Копенгагене зашел в один крупный магазин, торгующий всевозможными колонками, наушниками и аудиоаппаратурой. Зашел не один, со мной было несколько человек, которые, как мне показалось, хорошо разбираются во всей этой навороченной аппаратуре. Посмотрели разные акустические системы, послушали, и тут мой взор упал на стенд с проводами.

    Смотрю, коробочки красивые, а цены... Какой-то проводок метровый продают за 250 000 рублей! Другой такой же, только цвет коробки отличается, стоит уже 180 000 рублей. Метр провода! Как весь мой домашний кинотеатр. Бесплатный совет: если рядом с вами оказался аудиофил, говорите с ним о чём угодно, только не спрашивайте про провода. Я совершил ошибку и спросил... Мои спутники сразу воодушевились, словно весь день ждали этого вопроса, и начали взахлеб рассказывать мне, какой это чудесный провод и как он качественно может передавать звук на колонки за 3 миллиона рублей.

    Обычно при этом аудиофилы делают лицо как у свидетелей Иеговы, в их глазах появляется свет и воодушевление. Готовы ли вы пустить немного теплых гармоник в свое сердце? Затем аудиофил начинает "по секрету" рассказывать о достоинствах того или иного провода. Лучше "раскрывается древесина скрипки" там, или вот, например, реальное описание того, как аудиофил слышит кабель: "Звук богат нюансами, оттенками, фактурен и многогранен. Тембрально подача ровная, басовитая, середина чуть подчеркнута в нюансах или, например, в артикуляции вокальных партий, верхние частоты многогранные и деликатные. В звуке при очень неплохой детальности и динамике преобладают эмоции и нюансы. Сцена получается средней ширины, глубокая, подвижная и переливчатая, с хорошей локализацией и наполненностью образов, но одновременно с достаточным количеством воздуха и ощущения свободного пространства".

    Мне кажется, маркетологам, которые придумывают эту ахинею, доплачивают за вредность. Аудиофилия – это болезнь. Опасный душевный недуг, как и любое другое расстройство психики, подкрадывается незаметно. Сначала диск "не так" играет, затем нужно усилитель получше, а потом начинается эпопея с проводами – и уже поздно, человек пропал. Психологи любят говорить: "Широкая сцена и направленный провод – горе в семье".

    Обычно аудиофилы вообще не разбираются, как работает электронная техника, и происходящее со звуком и электричеством для них – настоящая магия. Неудивительно, что они всерьез думают о том, что кабели перед прослушиванием нужно "прогревать хорошей музыкой, чтобы электроны в меди нарезали правильные траектории". Без лоха жизнь плоха.

    "Если прослушать CD-диск через плохой дешевый кабель, звук не просто будет ужасным, но тем самым записи будет нанесено оскорбление, что скажется на качестве последующих прослушиваний!" По крайней мере, так говорят люди, которые заглядывают вам в глаза, пытаясь продать кусок красивого провода за полмиллиона рублей. И тут мой взгляд упал на соседний стенд. Что это, сетевые кабели для аудиофилов? НО ОНИ ЖЕ ЦИФРОВЫЕ! ТАМ ЖЕ КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК!!! И тут аудиофилы опять бросились убеждать меня, что есть некие неизученные человечеством эффекты, воздействующие на слух. Эксперты объяснили, что в плохом проводе единички и нолики меняются местами, пропадают, одна волна напрыгивает на другую, в общем, если вы по плохому проводу будете музыку качать, то вместо Земфиры можете услышать Надежду Кадышеву. И это не шутка!

    Откуда продавцам и экспертам знать о том, что прекрасные сетевые провода у нас обычно втыкаются в двадцатилетнюю розетку с медным проводком "ШВПП" за 20 рублей/метр с тысячами соединений до электростанции...

    Известный случай, когда один раз над аудиофилами провели тест, предложив слепое тестирование нескольких проводов. Испытуемые наперебой бросились рассказывать про "широту сцены", "воздушные образы" и "напористую подачу". Затем выяснилось, что организаторы подменили один из проводов вешалкой из алюминиевой проволоки, и никто из экспертов не заметил разницы. НИКТО!

    Эксперты бросились меня разубеждать – дескать, надо услышать, ты ничего не понимаешь, эффект есть! Поэтому если вы нарушили первое правило и заговорили с аудиофилом о проводах, постарайтесь хотя бы не спорить с ним. Дело это вредное: в лучшем случае потеряете время, а в худшем – испортите отношения! Посмотрите, провод стоит 220 тысяч рублей за метр, а они даже упаковку поприличней сделать поленились. Провод со вкусом огня? ХА-ХА!

    Вроде бы, адекватные люди, обеспеченные, управляют большими бизнесами и кучей сотрудников, но как только видят кусок провода с пафосным описанием за сумасшедшие деньги, ручки аудиофила начинают мелко трястись в предвкушении того, как он воткнет этот кабель в свою аудиосистему. Ну как может кабель придавать передаваемым данным привкус корицы или водки? Но и это еще не все. Видите стрелочки на проводах? Это НАПРАВЛЕНИЕ! Аудиофилы всерьез считают, что у кабеля есть свое направление, перед прослушиванием его нужно прогревать хорошей музыкой, а под сам кабель ставить деревянные подставочки всего за 500$/шт.



    Ценители тонких извращений могут насладиться целой гаммой проводов от mini-USB до зарядных для айфона. Их стоимость зависит от того, сколько серебра содержится в их начинке. Но эти ребята умудряются продавать средненькие провода для iPhone 4 (!) почти за 9 тысяч рублей. Что касается проводочка Diamond, то на "Амазоне" он вообще обойдётся в 36 000 рублей! Тут всё ещё и от длины зависит. Например, трёхметровый Diamond mini-USB будет стоить уже как новый айфон. Именно такой купил себе Серёжа Доля, чтобы его фотографии переписывались без потерь.

    А теперь я покажу вам аудиофильский комплект проводов за 6 МИЛЛИОНОВ рублей! 6 миллионов за карбоновую обертку, сеточку и коробку из дешевого картона. Эти провода ничем не отличаются от обычных черных шнуров за сто рублей. Не удивлюсь, если внутри обычный черный шнур и есть. Комплект модели "ЛОХ-9000".

    Китайцы поддельные айфоны лучше запаковывают, чем это барахло.

    Чем меньше мозг, тем толще кабель. Каким идиотом нужно быть, чтобы всерьез купить этот садовый шланг? Радует, что в России пока так ни одного и не продали. А ведь могли бы, нашим-то людям.

    Но самое смешное случилось уже после магазина. Эксперты по звуку начали рассказывать мне, что в магазинах ничего годного не продается, а свои провода они заказывают на специальных сайтах для лохов. Там же можно купить специальный прибор для обтачивания кромки диска, чтобы её потом можно было покрасить черным маркером, и лазерный лучик никуда не убегал! Ну а венец творения – это специальная жидкость, которой нужно прыскать на оборудование и на человека (!!!), чтобы снять статическое электричество, мешающее при прослушивании!!!

    Я не поверил, полез в "Гугл" и выяснил, что байка про жидкость – это старая первоапрельская шутка одного из магазинов аудиотехники.

    Но аудиофилы НЕ ПОВЕРИЛИ, что это шутка, и теперь на полном серьезе прыскают друг в друга из баночки! Как? Как такое возможно? У нас ракеты в космос летают, 3D-принтеры печатают дома, а аудиофилы не могут прочесть учебник по физике за восьмой класс?


    Я с детства не представляю себе жизни без хорошей музыки. В школьные годы музыка слушалась на том, что было дома у родителей (виниловый проигрыватель «Орфей-103С» и кассетный магнитофон «Вильма M212 Стерео»). Потом я начал зарабатывать самостоятельно и постепенно покупать всё более серьёзную технику, в своё время добравшись до неплохого ресивера Onkyo и очень хорошей напольной акустики Athena SCT (к сожалению, эту систему мне пришлось продать при переезде в Киев).

    Как и большинство любителей хорошего звука, я в основном черпал сведения из специализированный прессы и форумов, на которых общались такие же «аудиофилы» - как начинающие, так и опытные. Поэтому неудивительно, что я тоже подхватил несколько типично аудиофильских мифов, которые на самом деле не имеют никакого отношения к действительности. Благодаря им я провёл немало часов, сравнивая звучание различных межблочных кабелей и комбинаций «усилитель/акустика».

    Качество звука у вас дома слабо зависит от качества (и стоимости) аппаратуры

    Я понимаю, что это звучит странно, но качество звука зависит не только и даже не столько от вашей аппаратуры. На самом деле где-то на 50% оно зависит от особенностей помещения, в котором вы слушаете музыку, и от расположения акустики.

    Типичный пример ошибки, которую совершают очень многие: у человека маленькая комната, поэтому он покупает полочную акустику, у которой порты фазоинверторов выведены назад. И ставит эту акустику на полку (она же полочная, верно?) или вешает прямо на стену. При этом воспроизводимая музыка, разумеется, превращается в невнятный бубнёж на частоте настройки фазоинвертора.

    А если вдруг так случится, что у помещения, где вы слушаете музыку, длина одной из стен составляет примерно 3 метра (что в советских квартирах случается очень часто), то это означает, что резонансная частота такого помещения находится где-то около 100 Гц. К чему это приводит с точки зрения акустики, думаю, объяснять не надо.

    Вывод: прежде чем покупать дорогую технику, стоит позаботиться об акустической подготовке помещения (которая в свой черёд может стоить дороже, чем весьма неплохой комплект аппаратуры), а также подумать о том, где эту технику поставить. И уж в любом случае не стоит покупать колонки с задним расположением фазоинвертора, поскольку в этом случае расстояние от акустики до стены должно составлять минимум 70 см, что заметно ограничивает возможности расстановки.

    Акустика превыше всего

    Довольно часто встречается ситуация, когда при покупке аудиосистемы человек в первую очередь тратит деньги на усилитель и источник, а акустика приобретается по остаточному принципу. Я лично знаю несколько человек, у которых дома стоит очень приличная техника, но при этом они слушают её с советскими колонками типа S-90 (которые на самом деле совершенно непригодны для воспроизведения музыки и представляют собой скорее полноразмерный муляж акустики). Разумеется, стоит поступать строго наоборот и тратить основные деньги на акустику, выбирая всё остальное по остаточному принципу.

    Если вы посмотрите на любую акустику, то увидите, что неравномерность в заявленном для неё диапазоне частот обычно составляет несколько децибел, а коэффициент нелинейных искажений - несколько процентов (в некоторых случаях - десятков процентов). При этом любой грамотно спроектированный и технически исправный усилитель, произведённый в течение последних 40 лет, обычно имеет диапазон воспроизводимых частот от 5 Гц до 70 кГц при неравномерности в десятые доли децибела и коэффициенте нелинейных искажений в сотые доли процента. Поэтому любое улучшение в более слабом звене (т.е. в акустике) будет более заметно, чем улучшение в заведомо более сильном звене системы.

    Исключением из этого правила являются ламповые усилители, которые как раз имеют высокий коэффициент нелинейных искажений, но при этом в их спектре преобладают чётные гармоники, которые приятны для слуха и придают звуку ту самую «тёплую ламповую окраску».

    Аудио высокого разрешения - маркетинговое изобретение

    Очень часто приходится слышать мнение, что аудио высокого разрешения - это панацея от всех бед, связанных с качественным воспроизведением звука. Дескать, я сначала послушал такую-то запись в «CD-качестве» и она мне не понравилась, а потом скачал то же самое в 192/24 и эгегей! Но, как это часто бывает, в действительности аудио высокого разрешения не имеет абсолютно никакого практического смысла.

    Основное преимущество высокой частоты дискретизации заключается в том, что она позволяет записывать и воспроизводить сигналы с более высокой частотой. Например, аудио «CD-качества» с частотой дискретизации 44.1 кГц позволяет записывать и воспроизводить звук с частотой до 22050 Гц. Для аудио с частотой дискретизации 96 и 192 кГц это значение составляет 48 и 96 кГц соответственно.

    Однако если вы учились в школе, то должны помнить, что человеческое ухо способно воспринимать частоты с частотой от 20 Гц до 20 кГц, причём это в лучшем случае. Например, если вам больше 25 лет, то вы с очень большой вероятностью не слышите частоты выше 17 кГц. Так зачем вам записывать и воспроизводить ультразвук, который вы всё равно не сможете услышать ни при каких обстоятельствах?

    Более того, в определённых условиях аудио высокого разрешения способно ухудшить звук. Если в сигнале есть ультразвуковая составляющая, продукты её интермодуляции вполне могут проникать в слышимую часть спектра. А ещё вполне вероятна ситуация, когда этот самый ультразвук приводит к выходу из строя высокочастотных динамиков ваших акустических систем...

    Справедливости ради стоит сказать, что высокая частота дискретизации делает более простой фильтрацию побочных продуктов цифро-аналогового преобразования, но для этого есть другие (причём проверенные временем) способы, например, оверсэмплинг.

    А раз никаких реальных преимуществ у аудио высокого разрешения нет, производителям приходится их высасывать из одного места. Например, в маркетинговых материалах часто можно видеть картинки типа такой:

    Дескать, посмотрите, как плохо аудио «CD-качества» воспроизводит форму оригинального аналогового сигнала и как хорошо с этим справляется аудио высокого разрешения! Разумеется, «пересічний аудіофіл» смотрит на эту страшную картинку, ужасается и бежит конвертировать всю свою фонотеку в соответствующий формат.

    На самом деле этот рисунок (и другие подобные ему) является прямым обманом почтенной публики. Как гласит теорема Шеннона-Котельникова-Найквиста-Уиттакера, любой сигнал с частотой ниже частоты Найквиста (которая равна половине частоты дискретизации) записывается и воспроизводится в цифровом виде без каких-либо искажений. Причём в отличие от маркетинговых измышлений производителей аудиотехники, теорема Шеннона реально работает. В противном случае вы бы сейчас не сидели за компьютером и не читали этот текст.

    В отличие от высокой частоты дискретизации, от записи сигнала с разрядностью 24 бит может быть реальная польза, поскольку 16 бит не вполне покрывают полный динамический диапазон человеческого уха в идеальных условиях. Однако в неидеальных условиях (например, в обычной городской квартире с обычной городской улицей за окном) максимальный динамический диапазон воспроизводимого сигнала обычно бывает ограничен «снизу» фоновым уровнем шума в помещении. Так что в конечном итоге от 24 бит толку тоже немного.

    В конечном итоге можно сказать, что аудио высокого разрешения:

    • не имеет никаких практических преимуществ перед аудио «CD-качества»;
    • иногда может приводить к ухудшению качества звука;
    • занимает в десятки раз больше места на накопителе при хранении.

    По-моему, этих причин достаточно, чтобы отказаться от него.

    Кабели не имеют значения

    В аудиофильских кругах принято считать, что стоимость межблочных кабелей должна составлять порядка 20% от стоимости системы. Иными словами, если вы потратили на усилитель и источник 1000 долларов, то уровню этой системы будет соответствовать межблочный кабель стоимостью около 200 долларов.

    Как и большинство аудиофильских мифов, это полная ерунда. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в любой магазин музыкальных инструментов и посмотреть, сколько стоят кабели, используемые для записи музыки и организации сценического звука. Вы не найдёте там посеребрённых кабелей ценой в 100 долларов за метр, потому что звукорежиссёры нормальные люди и знают, что любого медного кабеля разумного сечения достаточно для качественной передачи сигнала. К тому же, как мы уже знаем, главное влияние на звук оказывают помещение и акустика, поэтому влиянием кабеля можно пренебречь.

    Отдельным абзацем хотелось бы написать об аудиофильских кабелях питания. Недавно я смотрел в сети фотографии с выставки Hi-End Munich 2015, на которой был огромный стенд компании Furutech, специализирующейся на производстве аудиофильских кабелей питания, вилок, розеток, тройников и т.п. Всё это стоит, разумеется, многие сотни евро.

    А теперь внимание, вопрос. Между электростанцией и вашим домом проложены сотни километров линий электропередач. Между районной подстанцией и щитком вашего дома длина кабелей исчисляется километрами. Между щитком и розеткой, в которую воткнута ваша аудиотехника, проложены десятки метров кабеля, причём если речь идёт о здании советской постройки, то и кабель там лежит алюминиевый и хреновый. Вы правда считаете, что замена последних полутора метров в этой длиннейшей цепочке способна на что-то повлиять? В таком случае вы настоящий идеалист, романтик и очень доверчивый человек, и любой уважающий себя мошенник (а производители аудиофильских кабелей питания, безусловно, относятся именно к этой категории) просто обязан воспользоваться вашим прекраснодушием в корыстных целях.

    Кстати, а что насчёт наушников?

    Учитывая описанные выше моменты, для большинства людей качественные наушники являются единственной возможностью регулярно наслаждаться по-настоящему аудиофильским звуком, причём относительно недорого. Именно поэтому качественные наушники и усилитель для них будут лучшим вариантом по соотношению «качество звука/вложенные средства». И здесь как раз экономить не стоит. Например, я мечтаю о том, что когда-нибудь смогу позволить себе комплект из наушников и усилителя Stax.

    К дорожным наушникам это, как ни странно, не относится. Дело в том, что в дороге вас в любом случае будут отвлекать посторонние звуки и сама дорожная обстановка. Посидев несколько лет на разных наушниках-затычках в ценовом диапазоне 200-300 долларов, я приобрел 100-долларовые Shure SE215 и пришёл к выводу, что в метро или во время пробежки особой разницы в качестве между ними или дорогими многодрайверными гибридами попросту нет. А вот выкидывать сломавшиеся 300-долларовые наушники гораздо обиднее.

    А выводы?

    Лично я для себя сделал вывод, что в обычной городской квартире построение действительно дорогой системы (например, из компонентов Exposure или Linn) не имеет смысла, поскольку я всё равно не смогу, да и не захочу, обеспечить необходимый уровень акустической подготовки помещения.

    Это, разумеется, не значит, что стоит полностью опускать руки и слушать музыку на усилителе «Радиотехника У-101» и акустике «Радиотехника S-30». (Всё-таки «советская аппаратура» и «звук» - это несовместимые понятия.) Но, безусловно, при выборе домашней аппаратуры стоит придерживаться принципа разумной достаточности и слушать в первую очередь музыку, а не звук.

    Похожие статьи