• Анализ рынка: где взять данные рынков. А также классификации и учета чрезвычайных ситуаций Межведомственная статистика

    08.05.2023

    ЕМИСС представляет собой государственную информационную систему, предполагающую предоставление государственным органам, органам местного самоуправления и другим пользователям ЕМИСС доступа к официальной статистической информации через интернет. Кроме этого, она предусматривает объединение статистических ресурсов, обеспечивающее их эффективное использование при принятии управленческих решений и прогнозировании, а также представление официальной статистической информации в государственные информационные системы.

    История

    2017: "Программный продукт" продолжает развивать экспертизу в области ИТ-поддержки

    2015: Запуск модернизированной версии ЕМИСС

    По словам замминистра, каждый желающий сегодня может зайти на портал и увидеть перечень субъектов официального статистического учета, которые участвуют в программе.

    «Также можно посмотреть, какие статистические данные представлены, сколько почтовых отправлений обрабатывается, сколько услуг предоставляется по линии фиксированной или мобильной связи и прочее», - отметил Олег Духовницкий.
    «Мы считаем, что на сегодняшний день у нас есть хороший базис», – отметил Олег Духовницкий. Вместе с тем, по его мнению, необходимо развивать систему и в дальнейшем, «чтобы количество загружаемых туда сведений увеличилось, чтобы число субъектов и участников возрастало, чтобы интерес к системе повышался». В частности, необходимо обновить техническую составляющую, модернизировать «серверное пространство, чтобы система работала максимально быстро и надежно».

    По словам Олега Духовницкого, вся серверная инфраструктурная составляющая находится на подведомственной Минкомсвязи технологической инфраструктуре, расположенной на предприятии «Восход».

    Как сообщил собеседник издания CNews.ru, на 2012 год из 80 федеральных органов 66 уже предоставили свои данные в ЕМИСС.

    «Росстат и Минкомсвязь России будут стараться привлекать как можно большее количество органов государственной власти и организаций», – резюмировал Олег Духовницкий.

    Интервью создателей

    Система государственной статистики модернизируется: на смену разрозненным ведомственным базам статистических данных, "живущим" на десятках веб-сайтов, приходит единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). Для кого она создается и как будет организован доступ к ней, в интервью CNews рассказывает заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики (Росстат) Вячеслав Забелин .

    CNews : Что такое система государственной статистики и кто формирует официальную статистическую информацию в России ? Росстат?

    Вячеслав Забелин: Система государственной статистики состоит из информационных систем федеральных органов государственной власти, которые собирают и обрабатывают первичные статистические и административные данные, формируют официальную статистику по единой согласованной с Росстатом методологии.

    Участвующие в этой работе федеральные органы власти называются субъектами официального статистического учета. Их более 60-ти и все они действуют в соответствии с федеральным планом статистических работ. Задача Росстата – координировать разработку проекта федерального плана и предоставлять его в правительство на утверждение.

    CNews: Каким образом пользователи получают доступк официальной статистической информации? Вячеслав Забелин: Официальная статистическая информация публикуется на сайтах субъектов официального статистического учета в интернете. Ее можно разделить на два вида.

    Первый вид - информация, создаваемая в форме электронного документа: это годовые и квартальные доклады, например, ежеквартальный доклад Росстата "Социально-экономическое положение России". Также это квартальные, месячные и недельные справки, например, "Об индексе потребительских цен", "О динамике цен на бензин", "Занятость и безработица", "О просроченной задолженности по заработной плате". В них дается словесное описание социальных, экономических, демографических и других общественных процессов в Российской Федерации, динамика процессов с необходимой детализацией. Эти электронные документы не только размещаются на официальном сайте, но и направляются руководству страны.

    Второй вид информации - структурированные данные: электронные таблицы, XML-структуры, SDMX-структуры, содержащие значения статистических показателей в разрезах, например, субъектов Российской Федерации, форм собственности, периодов наблюдения и т.д. В данном виде информация формируется из баз данных субъектов официального статистического учета, к которым пользователи получают доступс официального сайта с возможностью последующей обработки выбранных данных.

    CNews: Какова судьба Центральной базы статистических данных (ЦБСД) Росстата, доступ к которой с сайта Росстата закрыт?

    Вячеслав Забелин: Центральная база статистических данных Росстата – это одна из ведомственных баз, она была создана еще в 90-х годах. Несмотря на свой 20-летний возраст, ЦБСД поддерживается Росстатом и актуализируется. А вот ее веб-компонента, созданная также в прошлом веке, требует серьезной модернизации, чтобы ее можно было использовать на современной аппаратно-программной платформе. Поэтому она временно выведена из эксплуатации. Авторизованным пользователям может быть открыт санкционированный доступ к ЦБСД, работающей в ЛВС Росстата. В настоящее время ЦБСД используется в качестве основного источника официальной статистической информации, размещаемой Росстатом в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС).

    CNews: То есть, ЕМИСС - это развитие ЦБСД?

    Вячеслав Забелин: Нет. ЕМИСС, созданная по постановлению правительства, должна содержать официальную статистическую информацию не только Росстата, но и всех федеральных органов исполнительной власти. Она введена в промышленную эксплуатацию в ноябре 2011 года и доступна по адресу fedstat.ru. Реестр ЕМИСС включает 3718 показателей, из них на долю Росстата приходится 1526 (41%), на долю остальных 60 ведомств - 2192 показателя (59%).

    Оператором ЕМИСС является Министерство связи и массовых коммуникаций России, а координатором – Росстат. Мы определяем и контролируем порядок размещения и актуализации всей официальной статистической информации в ЕМИСС.

    CNews: Таким образом, в ЕМИСС должны храниться информационные статистические ресурсы всех ведомств? Зачем нужны такие усилия?

    Вячеслав Забелин: В настоящее время статистические ресурсы 60-ти ведомств хранятся в базах данных различной архитектуры под управлением различных СУБД . Для того чтобы получить необходимую какой либо государственной информационной системе статистическую информацию, требуется сделать запрос в каждое ведомство по отдельности. Такая ситуация должна быть исправлена: государственные информационные системы должны по одному запросу получать официальную статистическую информацию по всему необходимому им перечню показателей.

    Поэтому и была создана единая межведомственная информационно-статистическая система. Она призвана объединить статистические ресурсы, предоставлять информацию по запросам пользователей и других систем. Одной из таких систем является государственная автоматизированная система "Управление". Для ее информационного наполнения сформирована технологическая карта межведомственного взаимодействия, содержащая 582 показателя официальной статистической информации из реестра ЕМИСС. В этом году Минкомсвязь должно разработать, во-первых, электронный сервис, который будет реализовывать запросы из внешних информационных систем к ЕМИСС и, во-вторых, функцию по обработке запросов из внешних ИС на представление статистических данных из ЕМИСС по заданному перечню показателей.

    CNews: Вы говорите о потребностях государственных информационных систем, но где интересы живых пользователей?

    Вячеслав Забелин: Пользователи могут получать официальную статистическую информацию из ЕМИСС двумя путями: либо через портал ЕМИСС, либо через портал государственных услуг. В 1-м квартале 2012 года через портал госуслуг статистическая информация была предоставлена по 6 тыс. запросов. В настоящее время для пользователей действует правило: один запрос - один показатель. Но следует отметить, что показатель может иметь много разрезов (по годам, по субъектам РФ и т.д.). То есть, результат запроса - это, вообще говоря, не одно число, а довольно сложная электронная таблица.

    CNews: Рассматривается ли вопрос создания единого хранилища с отрытым доступом ко всей публикуемой в России официальной статистике?

    Вячеслав Забелин: Все субъекты официального статистического учета размещают информацию на своих сайтах. Другое дело, что статистическая деятельность не является их основной задачей, и статистика "тонет" в остальном объеме информации, размещаемой ведомством на своем сайте.

    Вопрос стоит о создании предметного навигатора, предоставляющего доступ ко всей официальной статистической информации, формируемой федеральными органами исполнительной власти. Росстат решает этот вопрос в рамках создания своего единого интернет-портала. На нем будут реализованы тематическая навигация, подписка на новости, календарь выпуска статистической информации, электронные версии бумажных сборников; задействованы различные способы визуализации данных: таблицы, диаграммы, графики, карты. Доступ к базам данных будет, как и сейчас, бесплатным.

    Одна из основных особенностей единого интернет-портала Росстата – персонализация представления статистических данных для различных групп пользователей и целевых аудиторий.

    На едином интернет-портале Росстата предусмотрены следующие интерактивные сервисы: сервис приема и обработки заказов из каталога информационных услуг; формирование и предоставление списка всех тематических витрин данных, которые позволяют делать поиск, фильтрацию и переход к элементам списка; сервис индикации популярности ресурсов; опросы, веб-конференции, а также сервисы, обеспечивающие доступность информации для людей с ограниченными возможностями и для мобильных пользователей.

    CNews: Когда будет запущен портал?

    Вячеслав Забелин: Переход от официального сайта Росстата к единому интернет-порталу планируется осуществить в августе этого года. В настоящее время он работает в тестовом режиме.

    »

    Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Создать единую межведомственную информационно-статистическую систему.

    2. Утвердить прилагаемое Положение о единой межведомственной информационно-статистической системе.

    3. Установить, что:

    оператором единой межведомственной информационно-статистической системы является Федеральное агентство по информационным технологиям;

    координатором единой межведомственной информационно-статистической системы является Федеральная служба государственной статистики.

    4. Федеральному агентству по информационным технологиям обеспечить:

    а) совместно с Федеральной службой государственной статистики ввод в эксплуатацию до 1 января 2011 г. единой межведомственной информационно-статистической системы и ее дальнейшее функционирование;

    б) технологическую возможность включения субъектами официального статистического учета официальной статистической информации в состав официальных государственных информационных статистических ресурсов, входящих в единую межведомственную информационно-статистическую систему.

    5. Субъектам официального статистического учета включать официальную статистическую информацию в состав официальных государственных информационных статистических ресурсов, входящих в единую межведомственную информационно-статистическую систему, в соответствии с федеральным планом статистических работ.

    6. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления в 2010 году, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств, предусматриваемых Федеральной службе государственной статистики и Федеральному агентству по информационным технологиям в федеральном бюджете на 2010 год на руководство и управление в сфере установленных функций.

    7. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период предусматривать выделение бюджетных ассигнований:

    а) Федеральному агентству по информационным технологиям - на обеспечение эксплуатации и функционирования единой межведомственной информационно-статистической системы;

    б) Федеральной службе государственной статистики - на организационно-методическое обеспечение функционирования единой межведомственной информационно-статистической системы.

    Председатель Правительства Российской Федерации

    В. Путин

    Положение о единой межведомственной информационно-статистической системе

    1. Настоящее Положение определяет цели создания, назначение, принципы функционирования и структуру единой межведомственной информационно-статистической системы (далее - межведомственная система), круг ее участников, их полномочия и обязанности.

    2. Межведомственная система представляет собой государственную информационную систему, объединяющую официальные государственные информационные статистические ресурсы, формируемые субъектами официального статистического учета в рамках реализации федерального плана статистических работ (далее - статистические ресурсы).

    3. Межведомственная система создается в целях обеспечения доступа с использованием сети Интернет государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (далее - пользователи межведомственной системы) к официальной статистической информации, включая метаданные, формируемой в соответствии с федеральным планом статистических работ.

    4. Доступ к официальной статистической информации, включенной в состав статистических ресурсов, входящих в межведомственную систему, осуществляется на безвозмездной и недискриминационной основе.

    5. Межведомственная система предназначается для:

    а) объединения статистических ресурсов, способствующего их эффективному использованию при принятии управленческих решений и прогнозировании;

    б) предоставления пользователям межведомственной системы доступа к официальной статистической информации в электронном виде;

    в) обеспечения возможности представления официальной статистической информации в государственные информационные системы.

    6. Функционирование межведомственной системы основывается на следующих принципах:

    а) актуальность, доступность и открытость официальной статистической информации;

    б) единство форматов и технологий представления официальной статистической информации;

    в) использование единой методологии формирования метаданных субъектами официального статистического учета;

    г) применение единой нормативной и справочной информации и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

    д) единство организационно-методического обеспечения;

    е) использование электронной цифровой подписи для обеспечения достоверности информации;

    ж) обеспечение возможности интеграции межведомственной системы с другими государственными информационными системами.

    7. Межведомственная система состоит из программно-технических средств центрального и ведомственных сегментов и включает в себя ведомственные статистические ресурсы, содержащие официальную статистическую информацию, сформированную субъектами официального статистического учета, метаданные, справочники, классификаторы и иное необходимое информационное обеспечение.

    8. Применение программно-технических средств центрального сегмента, использующих инфраструктуру общероссийского государственного информационного центра, обеспечивает:

    а) размещение, актуализацию и контроль наполнения ведомственных статистических ресурсов;

    б) формирование и ведение базы данных официальной статистической информации;

    в) предоставление доступа к официальной статистической информации;

    г) возможность использования электронной цифровой подписи;

    д) интеграцию с другими государственными информационными системами.

    9. Применение программно-технических средств ведомственного сегмента обеспечивает взаимодействие субъекта официального статистического учета с программно-техническими средствами центрального сегмента с целью формирования и актуализации официальной статистической информации в ведомственном статистическом ресурсе межведомственной системы.

    10. Участниками межведомственной системы являются:

    а) координатор межведомственной системы;

    б) оператор межведомственной системы;

    в) субъекты официального статистического учета;

    г) пользователи межведомственной системы.

    11. Координатор межведомственной системы:

    а) обеспечивает ведение реестра показателей официальной статистики, подлежащих включению в статистические ресурсы, входящие в межведомственную систему;

    б) осуществляет мониторинг формирования и актуализации официальной статистической информации;

    в) осуществляет мониторинг соблюдения единой методики формирования метаданных;

    г) осуществляет мониторинг использования актуальных версий классификаторов и справочников;

    д) определяет порядок размещения и актуализации официальной статистической информации;

    е) взаимодействует с оператором с целью обеспечения функционирования и развития межведомственной системы.

    12. Оператор межведомственной системы обеспечивает:

    а) техническое сопровождение, администрирование, эксплуатацию и развитие программно-технических средств межведомственной системы;

    б) соблюдение требований безопасности межведомственной системы;

    в) возможность использования электронной цифровой подписи при предоставлении официальной статистической информации;

    г) предоставление на безвозмездной основе субъектам официального статистического учета программно-технических средств ведомственного сегмента.

    13. Субъекты официального статистического учета:

    а) представляют координатору межведомственной системы перечень показателей, формируемых в соответствии с федеральным планом статистических работ, для их включения в реестр показателей официальной статистики;

    б) формируют, размещают и своевременно актуализируют метаданные;

    в) включают официальную статистическую информацию в состав статистических ресурсов, входящих в межведомственную систему, и обеспечивают достоверность этой информации.

    ЕДИНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ МЕТОДИКА

    ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

    ТЕХНОГЕННОГО, ПРИРОДНОГО И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА,

    А ТАКЖЕ КЛАССИФИКАЦИИ И УЧЕТА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

    (Аннотация)

    Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера (далее - Методика) разработана ВНИИ ГОЧС в 2004 г.

    Методика утверждена МЧС России 01.12.2004 и согласована Минздравсоцразвития России (исх. от 15.10.2004 № 621-ВС), Минобрнауки России (исх. от 15.10.2004 № 10-396), МПР России (исх. от 08.10.2004 № 21-36/4554), Минпромэнерго России (исх. от 28.09.2004 № 01-01-538), Минтрансом России (исх. от 01.10.2004 № АМ-30/2279), Мининформсвязи России (исх. от 27.09.2004 № ДМ-П10-274), Минфином России (исх. от 20.10.2004 № 10-4-1/3295), Росстроем (исх. от 15.10.2004 № 7-715), Росатомом (исх. от 20.10.2004 № 30-660), Ростехнадзором (исх. от 22.10.2004 № 2-18/1002), РАН (исх. от 12.10.2004 № 2-10103-2114.2/929).

    Методика предназначена для обеспечения информацией по оценке ущерба руководителей субъектов Российской Федерации и специалистов органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны (ГО), задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Методика устанавливает общие положения, принципы и методы, на основе которых рекомендуется проведение оценки ущерба от ЧС техногенного, природного и террористического характера в отраслях и сферах экономики Российской Федерации.

    Методика предназначена для:

    Прогнозирования ущерба на всех уровнях (федеральном, региональном, территориальном, муниципальном и объектовом) территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) а также для обучения специалистов организаций и учреждений, занимающихся оценкой ущерба на различных этапах чрезвычайных ситуаций, проблемами прогнозирования ЧС и планирования мероприятий по повышению эффективности защиты населения, производственного персонала и территорий от воздействия поражающих факторов при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях и экспертов по оценке ущерба от ЧС для оценки стоимости ущерба от ЧС и стоимости восстановления ущерба от ЧС;

    Обеспечения информацией по оценке ущерба руководителей субъектов Российской Федерации и специалистов органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Методика может быть использована в качестве:

    Методического документа в системе мониторинга ущерба от ЧС в рамках РСЧС;

    Нормативного документа системы добровольной сертификации услуг по оценке ущерба от ЧС в отраслях и сферах экономики;

    Рамочного методического документа укрупненных оценок ущерба, которые могут быть применены при определении величины финансового обеспечения гражданской ответственности собственника (эксплуатирующей организации) за вред, причиненный в результате аварии опасного объекта, при планировании мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, а также при страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта.

    Методика позволяет устанавливать общие требования органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации (органов управления ГОЧС) по оценке как возможного ущерба - на стадиях проектирования, эксплуатации и вывода из эксплуатации опасного объекта, так и фактического - нанесенного ЧС природного, техногенного и террористического характера, а также позволяет проводить оценки социально-экономического ущерба от ЧС техногенного, природного и террористического характера на этапах прогнозирования и локализации ЧС в расчете на период один год после свершения события.

    Методика может использоваться при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации производственных комплексов, в состав которых входят расположенные на обособленной территории или обеспечивающие единый технологический процесс опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения, транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов, объекты использования атомной энергии, аварии на которых при их эксплуатации могут привести к причинению вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде.

    Также методика может быть использована:

    При определении величины финансового обеспечения гражданской ответственности собственников (эксплуатирующих организаций) за вред, причиненный в результате аварии опасного объекта, при составлении деклараций безопасности, планировании аварийно-спасательных работ, а также при обосновании мероприятий, снижающих негативные последствия аварий;

    При страховании гражданской ответственности собственников опасных объектов (эксплуатирующих организаций) за вред, причиненный в результате аварий на этих объектах, для определения размера страховой суммы;

    При планировании аварийно-спасательных работ;

    При обосновании мероприятий, снижающих негативные последствия аварий;

    При прогнозировании размера сумм, необходимых для возмещения вреда от аварии опасного объекта и ликвидации ее последствий.

    Содержание:

    1. Общие методические положения по оценке экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций

    1.1. Область применения

    1.2. Общие положения

    1.3. Ограничения и допущения

    1.4. Основные термины и определения

    1.5. Прямой ущерб

    1.6. Косвенный ущерб

    1.7. Полный ущерб

    1.8. Затраты, связанные с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций

    1.9. Прогноз ущерба

    2. Формы и показатели, предназначенные для определения экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций на уровне первичного звена экономики

    2.1. Общие положения

    2.2. Формы для оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования)

    2.3. Методические указания по заполнению Формы № 02-ЧС (территория) «Сведения об экономическом ущербе от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на территории субъекта федерации, района, города, иного населенного пункта»

    2.4. Методические указания по заполнению Формы № 01-ЧС (предприятие) «Сведения об экономическом ущербе от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на промышленном предприятии (организации)»

    2.5. Форма для оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций на предприятии (организации)

    3. Классификация и учет чрезвычайных ситуаций

    3.1. Укрупненная классификация чрезвычайных ситуаций

    3.2. Классификация чрезвычайных ситуаций по количеству пострадавших людей и материальному ущербу

    3.3. Классификация чрезвычайных ситуаций по риску возникновения

    4. Прогнозирование экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций

    4.1. Общие положения

    4.2. Макроэкономические последствия чрезвычайных ситуаций

    4.3. Моделирование в прогнозировании социально-экономических последствий ЧС

    4.4. Методы расчета прогнозируемых показателей экономических последствий ЧС

    4.5. Комплексная оценка уровня социально-экономического развития региона на перспективу с учетом оценки и прогнозирования социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций

    4.6. Основные показатели

    4.7. Организация прогнозирования экономических последствий чрезвычайных ситуаций в отраслях и сферах экономики, субъектах Российской Федерации

    4.8. Формы для прогнозирования экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций в отраслях и сферах экономики, субъектах Российской Федерации

    5. Рамочная Методика оценки социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций

    5.1. Назначение Методики

    5.2. Обозначения и сокращения

    5.3. Принятые ограничения и допущения

    5.4. Исходные данные для расчетов

    5.5. Укрупненный алгоритм (блок-схема) Методики

    5.6. Порядок проведения расчетов

    5.7. Выходные данные

    5.8. Расчетный пример оценки социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций

    Приложения

    Приложение 1. Формы представления информации по оценке экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования)

    Приложение 2. Формы для прогнозирования экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций в отраслях и сферах экономики, субъектах Российской Федерации

    Приложение 3. Формы представления информации в рамочной методике оценки социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций

    Федеральная служба государственной статистики в рамках Федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах» осуществляет комплекс работ по созданию единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). Государственным заказчиком работ по созданию и внедрению системы является Росинформтехнологии.

    ЕМИСС предназначена для:
    - интеграции информационно-статистических ресурсов, способствующей их эффективному использованию;
    - предоставления государственной услуги на получение официальной статистической информации в электронном виде;
    - информационного обеспечения государственных информационных систем, в т.ч. ГАС «Управление».

    Согласно Положения о ЕМИСС участниками ЕМИСС являются Координатор, Оператор, субъекты официального статистического учета и пользователи.

    Координатором ЕМИСС является Росстат, на который возложено обеспечение:
    - ведения реестра показателей официальной статистики, подлежащих загрузке в ЕМИСС;
    - порядка размещения и актуализации официальной статистической информации в ЕМИСС;
    - контроля соблюдения единой методики формирования метаданных ЕМИСС;
    - контроля формирования и актуализации данных и метаданных;
    - использования актуальных версий классификаторов и справочников.

    Оператором ЕМИСС
    определено Росинформтехнологии, которое должно обеспечивать:
    - техническое сопровождение, эксплуатацию, администрирование и развитие программно-технических средств ЕМИСС;
    - соблюдение требований безопасности ЕМИСС;
    - возможность использования электронной цифровой подписи при предоставления официальной статистической информации;
    - предоставление на безвозмездной основе субъектам официального статистического учета программно-технических средств.

    Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить:
    - представление Координатору ЕМИСС перечня показателей, формируемых в соответствии с федеральным планом статистических работ для их включения в реестр показателей официальной статистики;
    - формирование, размещение и своевременную актуализацию в ЕМИСС метаданных показателей;
    - размещение достоверной официальной статистической информации в ведомственных статистических ресурсах ЕМИСС в соответствии с федеральным планом статистических работ.

    Следует отметить, что государственные информационные ресурсы, формируемые субъектами официального статистического учета, в настоящее время хранятся в 49-и ведомственных системах.

    Ведомственные системы имеют различные модели данных и форматы, при формировании которых используются ведомственное описание параметров с различной степенью подробности и локальные справочники.

    Основные принципы функционирования ЕМИСС были сформулированы еще в 2007 году в Концепции ЕМИСС и реализованы в проектных решениях в 2008-2009 годах, это:
    - актуальность, доступность и открытость официальной статистической информации;
    - использование единой методологии формирования метаданных субъектами официального статистического учета;
    - единство форматов и технологий предоставления официальной статистической информации;
    - применение единой нормативно-справочной информации и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
    - единство организационно-методического обеспечения функционирования ЕМИСС;
    - обеспечение возможности интеграции с другими государственными информационными системами, в том числе с ГАС «Управление».

    ЕМИСС включает:
    - программно-технические средства ЕМИСС;
    - интегрированный информационный ресурс, формируемый ведомствами в соответствии с федеральным планом статистических работ;
    - справочную информацию и данные.

    Для размещения информации в ЕМИСС используется XML-формат.

    Преимуществом предлагаемого технического решения является:
    - разделение зон ответственности Оператора ЕМИСС и ведомств;
    - оптимизация количества программно-технических средств, необходимых для размещения ведомствами статистической информации в ЕМИСС;
    - минимизация затрат на техническое обслуживание и администрирование программно-технических средств ЕМИСС;
    - минимизация затрат на решение задачи обеспечения защиты ЕМИСС и ее информационных ресурсов;
    - минимизация расходов на услуги связи при выборке необходимой информации из ведомственных сегментов ЕМИСС.

    В 2010 году Росстатом совместно с другими министерствами и ведомствами проведена большая работа по обеспечению информационного наполнения ЕМИСС всеми субъектами официального статистического учета. В результате осуществлена инвентаризация всех показателей официальной статистики, свод и формирование единого статистического массива показателей.

    Реестр показателей ЕМИСС включает более 1900 показателей. Показатель представляет собой многомерную матрицу, содержащую значения Показателя в различных разрезах: по периодам наблюдения, по субъектам Российской Федерации, по видам экономической деятельности, формам собственности и т.д. Кроме того, каждый показатель имеет подробное описание (метаинформацию), включая методологическое пояснение его происхождения и использования.

    Росстат в истекшем году активно сотрудничал с 49 министерствами и ведомствами, являющимися субъектами официального статистического учета и формирующими официальную статистическую информацию, по рассмотрению полученных показателей по формированию окончательного их перечня для загрузки в ЕМИСС.
    В 2010 году загрузка информации в ЕМИСС производилась Росстатом в два этапа.

    На первом этапе (до 1 июля 2010 года) в ЕМИСС были загружены практически все показатели официальной статистической информации, содержащиеся в Центральной базе статистических данных Росстата (для справки: ЦБСД размещена в свободном доступе на официальном сайте Росстата). Это порядка 700 показателей. Так, по состоянию на 15 апреля 2010 года в рамках работ первого этапа загрузка была осуществлена на 90%.

    На втором этапе (третий - четвертый кварталы 2010 года) были загружены оставшиеся 700 показателей, содержащихся в операционных базах данных. Это потребовало разработки процедур выгрузки показателей из операционных баз данных, содержащих как открытую, так и конфиденциальную информацию.

    С октября 2010 года Росстат приступил к организации и контролю загрузки статистических показателей в ЕМИСС, сформированных субъектами официального статистического учета, а в ноябре - к осуществлению организации и контроля информационного наполнения значений статистических показателей в ЕМИСС.

    Росстатом осуществлена разработка единых методологических и организационных основ ведения реестра показателей ЕМИСС.

    В декабре 2010 года Росстатом осуществлена загрузка в ЕМИСС статистической информации, включая региональный разрез, и внедрены программные средства, обеспечивающие исполнение электронной услуги через Единый портал государственных услуг. Программное обеспечение реализует следующие функции:
    - оформление заявления на предоставление официальной статистической информации с использованием тематического рубрикатора статистических показателей;
    - поиск показателей в тематическом рубрикаторе по их названиям;
    - подготовка и отправка ответа в форматах MS Excel, MS Word, XML;
    - визуализация сведений о статусе обработки заявления;
    - визуализация сведений об обработанных заявлениях и результатах их исполнения.

    В 2010 году Росстатом в соответствии с решением Правительства Российской Федерации обеспечено предоставление официальной статистической информации по запросам пользователей в электронном виде.

    Начиная с 3-го квартала 2010 года Росстат оказывает эту услугу в автоматическом режиме. Заявителю предоставляется возможность, выйдя через единый портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru) в раздел «Экономика, финансы, статистика», выбрать из рубрикатора нужный показатель, нужную разрезность показателя и указать ящик электронной почты для получения ответа. За месяц эту государственную услугу получают около 800 пользователей.

    С 1 января 2011 года введена в эксплуатацию единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС), объединяющая статистические показатели, формируемые министерствами и ведомствами - субъектами официального статистического учета в рамках реализации федерального плана статистических работ.
    Среднесрочным мероприятиям на период до 2012 года является оперативная актуализация ЕМИСС статистической информацией, формируемой Росстатом в рамках Федерального плана статистических работ, увеличение перечня показателей, загружаемых в ЕМИСС и оказание государственной услуги «Предоставление официальной статистической информации по запросам граждан и организаций» в электронном виде в автоматическом режиме.

    Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

    Взаимодействие реализуется в рамках:

      системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).

      единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

    Что такое СМЭВ и для чего она нужна?

    Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) - федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

    Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.

    Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.

    СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

    Основные функции СМЭВ

    Основными функциями СМЭВ являются:

      передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;

      обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;

      передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.

    В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:

    Технологическое обеспечение СМЭВ

    Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:

      сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;

      единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.

    Как стать участником СМЭВ?

    Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между Минкомсвязь России, являющимся оператором СМЭВ , и органом и организацией, являющейся участником СМЭВ. Минкомсвязь России осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает её функционирование и ведение реестра электронных сервисов.

    Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).

    Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:

      Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.
      Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов.

      Предоставить электронный сервис оператору узла СМЭВ, участником которого должна быть данная организация, для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.
      Для этого необходимо официально обратиться к оператору узла СМЭВ и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки.

      Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.


    АИС МФЦ ДЕЛО

    2. Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

    3. Программные и технические средства, обеспечивающие возможность доступа к информационным системам через СМЭВ.

    4. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

    Похожие статьи