• С открытым исходным кодом open. Что такое Open Source? Разница между открытым исходным кодом и проприетарным программным обеспечением

    08.05.2023

    Программное обеспечение с открытым исходным кодом (OSS) - это компьютерное программное обеспечение, распространяемое с его исходным кодом, доступным для модификации. Обычно программное обеспечение включает лицензию для программистов на изменение программного обеспечения любым способом. Они могут исправлять ошибки, улучшать функции или адаптировать программное обеспечение в соответствии со своими потребностями. Инициатива с открытым исходным кодом (OSI) является ведущим органом в области OSS; их определение программного обеспечения с открытым исходным кодом соответствует правилам по 10 критериям.

    К ним относятся:

    • Распространение программного обеспечения
    • Доступность исходного кода
    • Распространение лицензий
    • Свойства лицензии
    • Антидискриминация

    Лицензии

    Различные лицензии позволяют программисты для изменения программного обеспечения с различными условиями. OSI утверждает лицензии, соответствующие их определению программного обеспечения с открытым исходным кодом. 5 из самых популярных лицензий в соответствии с базой знаний Black Duck:

    1. Лицензия MIT
    2. Общая публичная лицензия GNU (GPL) 2. 0
    3. Лицензия Apache 2. 0
    4. GNU General Public License (GPL) 3. 0
    5. Лицензия BSD 2. 0 (3-пункт, новый или пересмотренный)

    Когда вы меняете исходный код, одним из требований OSS является включение того, что вы изменили, а также ваши методы. Программное обеспечение, созданное после модификации кода, может быть бесплатным или бесплатным.

    Разница между открытым исходным кодом и коммерческим программным обеспечением

    Коммерчески доступное программное обеспечение или проприетарное программное обеспечение не дает доступа к его исходному коду, поскольку программное обеспечение является чужой интеллектуальной собственностью.

    В результате пользователи часто платят за это.

    OSS, с другой стороны, является совместным усилием - программное обеспечение является общей интеллектуальной собственностью среди всех, кто помог разработать или изменить его.

    Программное обеспечение с открытым исходным кодом Vs. Бесплатное программное обеспечение

    Вопреки распространенному мнению, ни одно из них не фокусируется на стоимости или недостатке этих программ.

    Open Source влечет за собой бесплатную доступность исходного кода и дистрибутива. Бесплатное программное обеспечение, таким же образом, включает в себя модификацию кода, но подчеркивает, что пользователям, которым нравится свободное программное обеспечение, нравится делать то, что им нравится. Фонд свободного программного обеспечения излагает 4 условия для того, чтобы программное обеспечение считалось полностью бесплатным.

    Кроме того, программное обеспечение можно классифицировать как бесплатное. Это означает, что пользователи бесплатно загружают программное обеспечение, но не могут внести никаких изменений в его исходный код.

    Преимущества программного обеспечения с открытым исходным кодом

    В то время как стоимость является движущей силой, OSS имеет несколько дополнительных преимуществ:

    • Высокое качество результатов, когда исходный код передается, тестируется и исправляется.
    • Это ценная возможность обучения программистов. Они могут учиться и применять навыки для самых популярных программ, доступных сегодня.
    • Многие считают программное обеспечение с открытым исходным кодом более безопасным, чем проприетарное программное обеспечение, потому что ошибки идентифицируются и исправляются быстро.
    • Поскольку программное обеспечение с открытым исходным кодом находится в общественном достоянии, мало шансов, что он может стать недоступным. Это важно для долгосрочных проектов, которые полагаются на эти инструменты в течение всего проекта.
    • Большая часть программного обеспечения бесплатна. Однако затраты могут возникнуть позже, например, подписки или платы за поддержку.

    Популярные типы программного обеспечения с открытым исходным кодом

    Технологии с открытым исходным кодом помогли создать большую часть Интернета.

    Кроме того, многие из программ, которые вы и я используем каждый день, основаны на технологиях с открытым исходным кодом. Например, Android OS и Apple OS X основаны на ядре и Unix / BSD с открытым исходным кодом, соответственно.

    Другое популярное программное обеспечение с открытым исходным кодом:

    • Веб-браузер Mozilla Firefox
    • Почтовый клиент Thunderbird
    • Язык сценариев PHP
    • Язык программирования Python
    • Сервер веб-сервера Apache
    • > Open Source и разработчики

    Проекты OSS - это возможности сотрудничества, которые улучшают навыки и создают связи в этой области. Разработчики должны владеть стандартными инструментами разработки с открытым исходным кодом.

    Коммуникационные средства

    • - электронная почта, обмен сообщениями в реальном времени, форумы и вики помогают разработчикам находить решения или отскакивать идеи друг от друга. Системы управления распределенными версиями
    • - Когда несколько разработчиков в разных географических точках изменяют данные и файлы, эти системы управляют различными версиями и обновлениями. Отслеживание ошибок и списки задач
    • - Разрешить крупномасштабным проектам контролировать проблемы и отслеживать их исправления. Инструменты тестирования и отладки
    • - Автоматизация тестирования во время интеграции системы и отладки других программ. Заключение

    Тысячи проектов с открытым исходным кодом являются альтернативой проприетарному программному обеспечению. Работа над проектом OSS как путь к созданию карьеры в разработке программного обеспечения. Кроме того, программисты могут оттачивать свои навыки, работая над крупнейшими программными продуктами в мире. Facebook, Google и LinkedIn в качестве Open Source, поэтому разработчики могут делиться знаниями, внедрять решения и вносить вклад в стабильные, функциональные продукты.

    М ногие покупают различное программное обеспечение или же пользуются их взломанными пиратскими версиями. Пользователи видят графический интерфейс программы, но код этого продукта обычно скрыт. В связи с этим изменить софт практически невозможно, что гарантирует автору защиту от тех, кто захочет скопировать код программы и присвоить его себе. Но, не смотря на это, так называемых «Open Source» программ вс е больше в современном мире. Давайте разберемся в том, что такое программы с открытым исходным кодом и каковы их положительные и отрицательные стороны.

    Что можно считать открытым кодом?

    Практически весь софт до конечного пользователя доходит уже как готовое программное обеспечение. Это вполне работоспособные программы с приятным интерфейсом и удобные в использовании. Если код этого продукта открыт, то любой может его изменить, предложить свои варианты исправления найденных ошибок или внести какое-то новшество. Таким образом, качество этого продукта со временем улучшается. Примерами операционных систем с открытым кодом являются Linux , Unix , Ubuntu .

    Все знакомы с Microsoft Office , аналогом которого, но уже с открытым кодом, является Open Office . Браузеры Mozilla Firefox и Google Chrome также являются программным обеспечением с открытым исходным кодом. Подобных продуктов очень много, многие используют большое количество софта и не подозревают, что что-то из этого может быть Open Source программой.

    Особенности Open Source

    Чтобы софт можно было назвать программой, недостаточно лишь того, что его код открыт для всех. Подобная программа должна быть абсолютно бесплатной . Кроме того, при дальнейшем использовании и попытке изменить код пользователь также не должен ничего платить. Любой имеет право свободно распространять данный продукт, и, как было сказано выше, изменять его. Подобные программы не имеют ограничений по сфере применения и срокам использования. Их можно использовать для ведения бизнеса, научных исследований, обучения, использования в своих целях неограниченное количество времени.

    Лицензия Open Source программ

    Лицензия таких программ является также свободной. Нет абсолютно никаких ограничений на применение, изменение, распространение, использование с другим совместимым программным обеспечением. Также, она является технологически нейтральной ко всем остальным существующим программам.

    Плюсы и минусы Open Source программ

    В отличие от классических лицензионных программ, разрабатываются группой свободных программистов, и именно поэтому являются бесплатными.

    Вторым важным плюсом является то, что мы можем модернизировать данные программы . Хороший программист, разобравшись в коде, может добавить в программу новые опции или улучшить работу уже имеющихся функций. Например, пользователь MacOS не может изменить свою операционную систему, в отличие от Linux , которую каждый может не только настроить по своему усмотрению, но и добавить какие-либо индивидуальные функции. В итоге у него получится совершенно новый продукт, которым очень удобно пользоваться. Если получившаяся программа действительно хороша, то ее можно запатентовать и даже продать (!)

    Еще одним неоспоримым плюсом программ является их защищенность от вирусов. Практически все вирусы пишутся под приложения Windows , а вредоносных программ на тот же Linux ничтожно малое количество. Таким образом, вероятность получить вирус, используя операционную систему с открытым кодом, очень мала.

    Сегодня многие организации переходят на использование программ именно с открытым исходным кодом. Это позволяет снизить расходы и минимизировать вероятность взлома системы.

    Но у любой медали, как известно, имеется две стороны, расскажем о минусах Open Source программ.

    При возникновении каких-либо проблем с программным обеспечением обычно обращаются в техническую поддержку. Программы с открытым кодом таковой не имеют. Эта проблема возникает вследствие того, что программа изменялась разными программистами со всей страны или даже мира. Так что искать решение проблемы придется на просторах сети Internet или разбираться самому.

    Второй минус возникает опять же из-за того, что любой может изменять код программы. Часто взгляды людей могут не совпадать, и это вызывает конфликты в модифицировании продукта. Это может привести к краху проекта, над которым трудилось множество людей на протяжении длительного времени.

    Также под открытый код часто маскируются вредоносные программы, отличить их от настоящего безопасного программного обеспечения порой бывает очень сложно.

    Несмотря на то, что такие программы имеют некоторые недостатки, ими интересуются все больше пользователей. Все больше продуктов сегодня создаются с открытым исходным кодом. Это означает, что такие программы имеют будущее и на них стоит обратить свое внимание.

    Марк Робертс (Mark Roberts)
    Директор по управлению продукцией (Director, Product Management)
    компании QNX Software Systems
    e-mail: [email protected]

    Аннотация

    Основное внимание в данной статье концентрируется на преимуществах, стратегических моментах, возникающих препятствиях и возможностях, связанных с использованием в коммерческой продукции программ с открытым исходным кодом. Используя в качестве примера интегрированную среду разработки (Integrated Development Environment - IDE) на базе платформы Eclipse, мы обсудим, какие отличия существуют между защитными (protective) и незащитными (nonprotective) лицензиями на исходный код программного обеспечения (ПО). При интеграции или компоновке открытого исходного кода с "фирменным" закрытым кодом зачастую требуется проявлять надлежащее внимание и осторожность. Следует иметь в виду и различные правовые проблемы, например, потенциальную возможность нарушения патентных прав. Мы также попытаемся объяснить, почему основные принципы использования ПО с открытым исходным кодом в среде информационных технологий (ИТ) не применимы в отношении коммерческой продукции для встраиваемых устройств.

    Среда разработки QNX Momentics как пример использования ПО с открытым исходным кодом

    Возвращаясь в 2001 г., когда многие фирмы-разработчики боролись за выживание в условиях всеобщего обвала рынка акций ИТ-компаний, особенно связанных с электронным бизнесом в Интернет, компания QNX Software Systems приняла стратегическое решение начать разработку новой интегрированной среды разработки (IDE) для рынка встраиваемых систем. У компании уже был солидный опыт по разработке серии инструментальных средств, используемых в разработке встраиваемых устройств, но руководство компании осознавало, что создание среды IDE позволит удержаться на гребне волны в условиях жесткой конкуренции. Решение о создании среды IDE стимулировалось также сменой акцентов в требованиях клиентов. В период спада деловой активности стесненные в средствах клиенты стали больше интересоваться решениями, которые могли бы максимизировать продуктивность работы и сделать их более мобильными (гибкими) при ведении работ, позволили бы повысить общую экономическую эффективность.

    Для компании QNX разработка среды IDE была "ставкой на будущее", так как в то время стоимость и усилия на разработку проекта были вне зоны досягаемости для большинства вендоров инструментальных средств встроенных систем. К счастью, QNX работала в тесном контакте с IBM по различным сегментам рынка встроенных устройств. Благодаря тесному сотрудничеству, компания IBM поделилась с QNX своими планами по выпуску интегрированной среды разработки с использованием открытого исходного кода - эта среда впоследствии стала основой для платформы Eclipse.

    Компания IBM предложила использовать опыт QNX для адаптации технологии IDE к нуждам разработчиков, занимающихся созданием встраиваемых приложений на базе языка C/C++. Специалисты компании QNX практически сразу указали на неопровержимые привлекательные стороны использования для среды IDE открытых исходных кодов. Например, для такой среды стало бы возможно:

    • устранить зависимость от единственного вендора, что обычно связано с необходимостью лицензирования оконной платформы;
    • предложить исходный программный код для настройки под нужды заказчика;
    • привлекать для оказания поддержки серьезных игроков промышленных отраслей и создавать экосистему комплементарных технологий и подключаемых модулей;
    • предоставлять заказчикам стабильную архитектуру, которая была бы способна поддерживать дифференциацию продукции;
    • дать возможность разработчикам встраиваемых устройств использовать в качестве платформы для разработки стандартные рабочие станции, пригодные для работы с приложениями информационных технологий (в самом широком спектре применений).

    И наконец, рассматривалась отдельная возможность того, что платформа IDE смогла бы завоевать популярность и стать стандартом "де факто", а это позволило бы компании QNX с помощью такой платформы захватить для использования рынок больших экосистем разработчиков и инструментов третьих сторон.

    Основание открытого проекта Eclipse.org

    В ноябре 2001 г. компании Borland, IBM, Merant, QNX Software Systems, Red Hat и SUSE основали Консорциум Eclipse. В начале 2004 г. Совет Управляющих (Board of Stewards) реорганизовал Консорциум Eclipse в некоммерческую корпорацию с именем Eclipse Foundation.

    С самого начала Eclipse была проектом, действительно основанным на использовании открытого исходного кода. В рамках проекта предлагались как безвозмездно распространяемые технологии в виде открытых исходных текстов, так и возможность доступа к сообществу, состоящему из наиболее образованных и продвинутых разработчиков в своей области. Таким образом, данная технология оказалась универсальной платформой для интеграции всех видов инструментов разработки. В ее основе лежит открытая расширяемая архитектура, при этом она совершенно четко лицензируется как свободно распространяемый продукт, не требующий лицензионных отчислений. Вклад членов сообщества в проект Eclipse основан на стандартной модели разработки с открытым исходным кодом (Open Source Software - OSS), но большинство членов предлагают также и коммерческие разработки, основанные на платформе Eclipse.

    Проект создания инструментального хранилища

    В декабре 2001 г. компания QNX начала создание своей ОСРВ QNX® Neutrino®, базирующейся на среде IDE платформы Eclipse. В представлении компании среда IDE должна была обладать большими функциональными возможностями, ориентироваться на работу с языками C/C++, иметь глубоко интегрированные инструменты для отладки, профилирования, анализа и создания встраиваемых приложений. С самого начала, по замыслу команды QNX, это должна была быть многоцелевая и многоязычная среда IDE, поддерживающая множество инструментальных платформ. Сюда было включено:

    • несколько инструментальных платформ: Windows, Solaris, ОСРВ QNX Neutrino (разработка “сама для себя” - "self-hosted");
    • несколько целевых архитектур: ARM, MIPS, PowerPC, SH-4, x86;
    • языки программирования C, C++, Java.

    С тех пор среда IDE продолжала разрастаться, включив в себя поддержку платформы Linux и поддержку дополнительных процессорных архитектур, включая процессоры XScale.

    Реализация проекта была запущена в стиле "экстремального программирования". В компании была отобрана команда из 12 лучших инженеров. Им было предоставлено специальное помещение, их изолировали от всех отвлекающих внимание факторов, проект был отдан в их полное распоряжение.

    Группе были даны необходимые полномочия в сфере принятия решений, для них было составлено жесткое, на грани риска расписание работ, с выпуском бета-версии продукта через 16 недель, а коммерческой версии -к 4 июля 2002 г. Группа уложилась во все поставленные контрольные сроки и выпустила новый продукт - получивший имя QNX Momentics® IDE - точно в соответствии с расписанием, что явилось свидетельством заложенного в программное обеспечение с открытым исходным кодом потенциала по сокращению времени выхода продукции на рынок.

    От идеи до поставки продукта - менее 7 месяцев

    Опираясь на платформу Eclipse, команда QNX завершила создание очень мощной и многосторонней среды IDE для разработки встраиваемого ПО за шесть месяцев. В среде IDE поддерживалась кросс-платформенная разработка для нескольких инструментальных платформ и нескольких языков программирования, а также поддерживались наиболее популярные процессорные платы для встраиваемых целевых устройств. С помощью платформы Eclipse компания QNX смогла:

    • использовать для кросс-разработки компиляторы GNU и инструменты для работы через командную строку;
    • осуществить поддержку подключаемых модулей сторонних разработчиков, например, IBM WebSphere для встраиваемых приложений Java и Rational ClearCase для модельно-управляемых разработок;
    • создать дополнительные инструменты для построения систем, управления целевыми устройствами, анализа памяти, профилирования систем и приложений и т.д.

    На рис. 1 дан пример того, как при использовании платформы Eclipse происходит сокращение затрат на создание среды IDE, что дает возможность компаниям обратить основное внимание на верхние уровни разработки, где собственно и создаются реальные новшества. Например, с помощью платформы Eclipse компания QNX смогла легко создать несколько инновационных средств визуализации, которые позволяют проникнуть глубоко внутрь встраиваемой системы и отобразить ее поведение.

    Обратный вклад в работу сообщества

    Сильная сторона успешного проекта с открытым исходным кодом заключена в совместной работе сообщества разработчиков и в постоянном улучшении кодовой базы. Если компания принимает на вооружение и с пользой применяет открытый исходный код, то она просто обязана вносить свой вклад в работу сообщества. С этой целью компания QNX в июне 2002 г. взяла на себя руководство проектом Eclipse CDT.

    Целью проекта Eclipse CDT (C/C++ Development Tools - инструменты разработки для языков C/C++) является создание общего набора взаимодействующих друг с другом инструментальных средств языков C/C++ для платформы Eclipse. Eclipse CDT был позиционирован как проект с открытым исходным кодом, с правами на управление со стороны корпорации Eclipse. Для запуска проекта CDT компания QNX передала для использования свои ресурсы для разработки и исходные коды проекта QNX Momentics IDE. Компании Rational и Red Hat как члены сообщества также оказали существенную поддержку проекта.

    Рис. 1. При использовании платформы Eclipse вендоры инструментальных средств могут сконцентрировать внимание на верхнем уровне стека работ, где собственно и создаются реальные новшества.

    Компания QNX по-прежнему ведет сопровождение проекта CDT, объем которого вырос с изначально скромных 80 000 строк кода до сегодняшних более чем 700 000 строк. В начале 2006 г. по журналу регистрации хода работ по проекту Eclipse CDT вклад компании QNX оценивался в 52%. Далее шла компания IBM со вкладом 36%. Проект CDT является вторым по популярности проектом корпорации Eclipse после собственно самой платформы Eclipse.

    Можно ли себе позволить "подарить" код?

    Может показаться, что "подарить" свой код - означает поступить вопреки здравому смыслу. Тем не менее, если функциональные возможности вашего продукта оказываются полезными для применения, то почему бы не внести их в качестве вклада в сообщество пользователей открытого исходного кода. Пойдя на этот шаг, можно извлечь выгоду из такого предложения "стандартной" реализации наряду с использованием опыта по поддержке продукта. Вы сможете воспользоваться результатами работы всего сообщества, направленными на улучшение кодовой базы. Такая стратегия может высвободить ваши собственные ресурсы для проведения дополнительных исследований, сфокусированных на инновационных разработках, на внесении добавочных функциональных возможностей в свою продукцию.

    Более того, вы могли бы получить некоторый контроль над направлением развития "стандартной" платформы - заработанный, конечно, благодаря вашим заслугам перед сообществом! Если вы сопровождаете некоторый проект, ведите себя как хороший гражданин сообщества, уважайте чужое мнение, цените вклад и советы других членов. Не надо думать, что кто-то попытается "обчистить ваши карманы" в результате использования кода и перехватить у вас руководство над направлением развития платформы.

    К примеру, стратегия компании QNX Software Systems состоит в том, чтобы использовать преимущества от участия в работе корпорации Eclipse, разрабатывая в то же время новые функциональные возможности, подключаемые через стандартизованные точки расширения, которые уже имеются в составе платформ Eclipse и CDT. С этой целью компания QNX намерена оставаться активным членом сообщества Eclipse, извлекая выгоду из существующей кодовой базы и наработок третьих сторон (подключаемых модулей), помогая в удовлетворении реальных потребностей клиентов, создавая свои фирменные расширения. Описанная стратегия иллюстрируется на рис. 2.

    Рис. 2. Своими наработками можно делать вклад в работу сообщества.

    Резюме по преимуществам

    Инструментальная платформа на базе Eclipse является взаимовыгодной как для разработчиков приложений, таких, например, как QNX, так и для клиентов, которые покупают инструментальные средства платформы.

    Выгода разработчиков заключается в уменьшении времени до поставки их продукции на рынок и в возможности воспользоваться результатами исследований других людей (при низких затратах на это). Среди этих результатов может присутствовать и высококачественный код, относящийся к категории "чистой интеллектуальной собственности" ("clean IP"), предоставленный уважаемыми фирмами, такими как IBM и QNX. Еще одним преимуществом для разработчика является то, что он получает простую и ясную схему лицензирования, включая коммерческие права и некоторую патентную защиту. Более того, разработчик получает возможность работы на платформах нескольких ОС, поддерживаемых в Eclipse, а также получает в свое распоряжение хорошо определенные в проекте Eclipse точки расширения.

    Выгода клиентов, покупающих среду IDE на базе Eclipse, состоит в использовании инструментальной платформы, предназначенной для разработки встраиваемых приложений, с мощной поддержкой средств кросс-компиляции, простой отладкой и наличием расширений для управления целевыми системами. Команда разработчиков клиента сможет по достоинству оценить многие функции, облегчающие работу, малое время, требующееся на дополнительное обучение, хорошую производительность продукта и надежную платформу, позволяющую работать с большими проектами. Клиент может также с пользой применить платформу Eclipse в своих собственных приложениях (например, RCP, eRCP и т.д.).

    Будущее корпорации Eclipse

    Корпорация Eclipse является активным и энергичным сообществом. В нем постоянно появляются новые проекты, в распоряжение солидных инновационных компаний предоставляются новые архитектуры, и даже небольшие компании могут извлечь коммерческую выгоду из платформы Eclipse в результате создания с минимальными затратами новых подключаемых модулей, которые расширяют имеющиеся функциональные возможности (см. рис. 3).

    Рис. 3. Корпорация Eclipse является энергичным и быстро растущим сообществом разработчиков подключаемых модулей.

    Сравнение лицензий на открытый исходный код

    Не все лицензии на ПО с открытым исходным кодом являются равноправными. Компания QNX сделала хорошо продуманный шаг, остановившись на лицензии Eclipse Public License. Этот выбор был продиктован частично потребностями ее клиентов, использующих встраиваемое оборудование, а частично желанием установить контроль над технологиями, дифференцирующими продукцию (и извлечь из этого выгоду).

    Некоммерческая корпорация Open Source Initiative () предложила полезное, состоящее из 10 пунктов определение открытого исходного кода. В настоящее время на веб-сайте представлено более 50 одобренных OSI лицензий, включая Eclipse Public License. В этих лицензиях могут содержаться значительные отличия, которые нужно четко осознавать. Эти отличия могут существенно воздействовать на интеллектуальную собственность (ИС) разработчиков и на способность ее защиты. В наибольшей степени это относится к случаю использования открытого исходного кода (или производных разработок на базе открытого исходного кода) во встраиваемых устройствах.

    Защитная и незащитная лицензия

    По условиям защитной лицензии, например, GPL v2, производная разработка может распространяться лишь вместе с соответствующим исходным кодом. В соответствии с условиями защитной лицензии гарантируется, что при переводе исходного кода в категорию открытого он будет оставаться в этой категории во всех последующих поколениях и производных продуктах. Как мы разъясним позднее, это требование приводит к определенным проблемам в случае встраиваемых систем.

    Примерами незащитных лицензий являются оригинальные лицензии MIT и BSD. Незащитные лицензии сохраняют в силе авторские права владельца, но предоставляют широкие права пользователю, включая право на модификацию и неограниченное свободное распространение (или личное использование) ПО.

    Что понимается под "вирусной лицензией"

    Некоторые люди называют GPL "вирусной лицензией". Это название возникло из-за неопределенности легального определения понятия "производная разработка". При строгой интерпретации определения получается, что если даже маленький фрагмент кода, подпадающий под лицензию GPL, встроен в некоторое фирменное приложение, то все приложение должно лицензироваться как GPL. Сразу приходит на ум аналогия с вирусом.

    Вопросы получения компенсаций

    В последнее время вопросы возмещения потерь за нарушение прав ИС (IP Indemnification) стали для разработчиков главной темой обсуждения. В ответ на это некоторые вендоры открытого исходного кода объявили о том, что они будут защищать клиентов от судебных исков, связанных с нарушениями патентных или авторских прав. И в самых новых лицензиях на открытый исходный код разъясняются меры наказания для пользователей, которые пытаются отстаивать свои патентные права в отношении других пользователей кодовой базы.

    Главные проблемы, возникающие при коммерциализации ПО с открытым исходным кодом

    Сравнение встраиваемых и ИТ-приложений

    Успеху сферы открытого исходного кода способствовало принятие ИТ-организациями ОС Linux. Выгода от использования Linux была связана с работой на относительно однородном и стабильном оборудовании (обычно семейства x86) и с использованием гибкой, богатой ресурсами компьютерной платформы.

    Со встраиваемым ПО дела обстоят совсем по-другому. Это ПО запускается на огромном числе устройств с фиксированным набором функций, при этом используется широкий диапазон оборудования с разнообразной архитектурой. Разработчики встраиваемых устройств часто основывают свои конкурентные преимущества на конкретном наборе функций, габаритных параметрах, производительности, стоимости, времени работы от батарей, надежности, способности взаимодействия с другими устройствами и расширяемости. Эти отличительные функции обычно реализуются на низкоуровневом ПО, что в случае Linux требует компоновки непосредственно к ядру ОС. Настройка низкоуровневого ПО под потребности клиента является нормой, а не исключением, поэтому разработчики часто добиваются нужных им функциональных возможностей за счет изменения ядра ОС. Используется также метод прямой компоновки путем внедрения в кодовые фрагменты с целью уменьшения издержек на создание библиотек. Такая практика, рассматриваемая в совокупности, делает весьма трудным защиту фирменного кода на условиях лицензий типа GPL (общедоступных).

    Обычно эти проблемы лицензирования не касаются ИТ-приложений, поскольку фирменное, связанное с конкретным предприятием ПО не распространяется дальше предприятия, используясь исключительно для внутренних нужд. Если же взять встраиваемые устройства, то через них всегда распространяется производное ПО, по отношению к которому срабатывает статья “force open” (принудительно открытый код) лицензий на открытый исходный код, что может подвергать риску главные аспекты ценных предложений с открытым исходным кодом.

    Кроме того, встраиваемые продукты часто имеют длительное время жизни, как на стадии производства, так и эксплуатации. Встраиваемый продукт, на который распространяются условия использования открытого исходного кода, подвергается большему риску, включая отсутствие долговременной технической поддержки, потенциально существующие проблемы безопасности и нарушения прав ИС.

    Проблемы лицензирования

    Неопределенность правового статуса

    Несмотря на утешительные слова сторонников некоторых лицензий на открытый исходный код, многие ключевые проблемы, по поводу которых выражают беспокойство разработчики встраиваемых систем, еще не были широко проверены судебной практикой. Как уже упоминалось, определение понятия "производная разработка" является ключевым при обеспечении соблюдения определенных статей лицензии, хотя многие лица и организации, принимающие условия использования открытого исходного кода слабо представляют смысл этого понятия или сознательно его игнорируют.

    Некоторые обходные пути, которые позволяют вендорам коммерческой продукции внедрить в Linux "фирменные" драйверы (например, Loadable Kernel Modules - загружаемые модули ядра), основываются скорее на аргументах типа "он сказал, она сказала", чем на прямых ссылках на текст лицензионного соглашения. Фактически такие драйверы, которые используют модули LKM, таят в себе опасный обход требований лицензии GPL. Впадая в крайность, можно интерпретировать дело так, что кодовая база Linux может быть представлена как бесполезная для большинства практических применений, если в неё не включены некоторые из этих самых "фирменных" драйверов. Такая ситуация способна достаточно эффективно обесценить идею лицензии GPL.

    Отсутствие компенсаций при нарушении прав ИС

    В большинстве случаев использования открытого исходного кода существует реальная возможность того, что вы непреднамеренно нарушите чьи-либо патентные права. Лишь в малой части лицензий на открытый исходный код делается явная ссылка на патенты, а по подразумеваемым лицензиям нельзя выносить какое-либо решение. Вы должны отдельно лицензировать любые патенты, касающиеся, например, кодеков из категории открытого исходного кода, в которых реализованы алгоритмы MP3 или другие запатентованные решения. А тем временем, "плохие мальчики" (и Microsoft в том числе) озабочены созданием портфолио из патентов, которыми, по представлению многих экспертов, можно будет "выстрелить" по сторонникам открытого исходного кода.

    В некоторых лицензиях есть явные ссылки на патенты. Например, в лицензии Eclipse Public License есть явное упоминание о патентных правах, и в ней содержится пункт о мерах наказания в случае, если кто-то попытается отстаивать патентные права по-другому. Корпорация Eclipse прилагает также много усилий для проверки кода и выяснения источника его происхождения с точки зрения лицензионных, патентных или авторских прав.

    Дополнительные усилия для сохранения ИС

    Для использования открытого исходного кода компания должна затратить значительные усилия в следующих направлениях:

    • управление распространением продукции;
    • управление лицензиями;
    • разрешение правовых конфликтов в части обязательств клиентов;
    • уделение надлежащего внимания правовым вопросам: соблюдение чистоты прав ИС, проверка прав ИС на открытый код, установление источника происхождения кода, отслеживание изменений в версиях лицензий, например, GPL v3 и т.д.

    Принятие требований клиента

    Некоторые крупные клиенты, столкнувшись со сложностью и неопределенностью ПО с открытым исходным кодом, отказывались иметь дело с продукцией, в состав которой входит открытый исходный код. Если вы все же хотите работать с такими клиентами, то вы должны получить или предложить им включить для вашего кода условия, соответствующие коммерческой лицензии.

    Проблемы, связанные с ИС

    Затрагивают ли условия вашей лицензии на использование открытого исходного кода ту интеллектуальную собственность, которая является отличительной чертой вашего продукта? Если да, то ваша ИС находится под угрозой.

    Если во встраиваемых системах используется смесь ПО вашей собственной разработки и программ с открытым исходным кодом, то вы должны представлять суть, происхождение и взаимосвязь всех компонентов встраиваемого ПО. Без такого глубокого проникновения в суть предмета вы можете непреднамеренно нарушить права чьей-нибудь ИС или даже потерять права на ПО собственной разработки.

    Без получения патентных лицензий и выплаты компенсаций долгоживущее ПО встраиваемых систем, сравнительно высокая продажная цена и объем продаж встраиваемого устройства с фиксированным набором функций делают такие системы очевидной мишенью для предъявления требований по нарушению патентных прав со стороны упомянутых "плохих мальчиков" и главных конкурентов.

    Как показывает пример использования среды QNX Momentics IDE, для ПО с открытым исходным кодом существует много мгновенно получаемых преимуществ, включая сокращение времени до выпуска продукции на рынок, меньшие затраты на разработку и большую свободу по наделению вашего продукта дополнительными функциями и инновациями. Если вы предлагаете ваше ПО в виде услуги, которая решает некоторую проблему клиента, то клиенту безразлично, использовали вы или нет программы с открытым исходным кодом, он просто платит за полученную необходимую ему функцию.

    Тем не менее, вы должны понимать разницу, существующую между разными лицензиями на открытый исходный код, и выбирать среди них ту, которая отвечает вашему приложению и потребностям клиента. Более того, будьте готовы отвечать по лицензионным обязательствам выбранного вами ПО. Вам должно быть известно о других требованиях, касающихся ИС (например, о патентных правах) и связанных с программным кодом. С осторожностью отнеситесь к кодовой базе, для которой на экран не выводится сообщение о последствиях нарушения ИС. Поищите лучше проекты, где предлагается возмещать возможные убытки и где выводится экранное сообщение о денежных пожертвованиях за разработку кода для компенсации расходов, связанных с нарушением авторских или патентных прав и так далее. Убедитесь также в том, что используемое вами ПО с открытым исходным кодом согласуется в вашей политикой охраны интеллектуальной собственности и избегайте защитных лицензий, на основании которых вас могут заставить раскрыть отличительные фрагменты вашего кода. Если же ваш продукт встроен в систему, то рассматривайте также возможность предложения условий коммерческого лицензирования вашей ИС.

    Использование открытого исходного кода во встраиваемых устройствах приводит к более сложным проблемам, чем в случае использования такого ПО в ИТ-приложениях, так как первый вариант таит больше опасностей. Перед тем, как решиться использовать любое ПО с открытым исходным кодом, оцените истинную стоимость владения им (TTCO) и его пригодность для вашего проекта.

    И, наконец, присоединяйтесь к сообществу пользователей и разработчиков ПО с открытым исходным кодом для извлечения для себя максимальной пользы и выгоды!

    Питер Ван Валькенбург, глава отдела исследований Coin Center, член совета директоров Zcash Foundation, объясняет, почему развитие программного обеспечения с открытым исходным кодом важно для построения доверительных отношений и обеспечения безопасности в блокчейн-сетях.

    Компьютерный код, лежащий в основе всех крупных криптовалют и проектов открытого блокчейна, разрабатывается как ПО с открытым исходным кодом. Регуляторы и директивные органы, пытающиеся понять, что такое криптовалюты, но не знакомые с таким ПО, могут заблуждаться, считая, что эти системы разрабатываются (и должны разрабатываться) одной или несколькими коммерческими компаниями. Хотя многое известное программное обеспечение действительно разрабатывается подобным образом (например, Windows корпорации Microsoft или RDBMS компании Oracle), с проектами с открытым исходным кодом дела обстоят иначе, и это отличие может и должно формировать общественное мнение. ПО с открытым исходным кодом создаётся в сотрудничестве, бесплатно распространяется, публикуется открыто и развивается в качестве продукта сообщества, а не собственности одной компании или лица. В этом случае нет монополии, нет одной компании или индивидуума, которые бы создавали и продавали ПО, владели бы им. Точно так же, как нет единственной компании, владеющей сетью биткоина, не существует одной-единственной компании, производящей ПО, которое, функционируя на связанных в интернете компьютерах, образует эту сеть. Подобная децентрализация несёт некоторые фундаментальные блага, которые может быть тяжело понять людям, не знакомым с разработкой ПО. Чтобы лучше осознать мощь и характер открытого исходного кода, будет полезно получить некоторое представление об одном особенно успешном образце ПО с открытым исходным кодом. Речь идёт об операционной системе Linux.

    Открытый исходный код повсюду

    Трудно подсчитать, сколько раз за день вы пользуетесь Linux, ведь именно эта операционная система лежит в основе работы большинства серверов в интернете. Всякий раз, когда вы посещаете Facebook, Google, Pinterest, Википедию и тысячи других крупных сайтов, сервисы, которые предоставляют вам эти (такие разные) сайты, вы имеете дело с компьютерами, которые, скорее всего, работают на операционной системе Linux. Linux можно найти и гораздо ближе; скорее всего, он у вас под рукой. Скажем, операционная система Android-смартфонов основана на Linux. Если у вас есть Chromebook, то вы пользуетесь ноутбуком на основе Linux. Эта операционная система всё чаще используется в телевизорах, термостатах, мультимедийных системах в самолётах, автомобилях и т.д.

    Почему это интересно? Потому что Linux - это не продукт одного программиста или даже группы программистов; в отличие от MacOS или Windows, его не разрабатывала одна или даже дюжина корпораций. У Linux есть тысячи соавторов. Как сообщила в 2015 году Linux Foundation (некоммерческая организация, способствующая открытому развитию операционной системы), приблизительно 14 000 разработчиков из более чем 1300 различных компаний внесли вклад в виде фрагментов программного кода. В одном лишь 2015 году в усовершенствовании кода впервые поучаствовали 2355 разработчиков. Таким образом, путём экстраполяции можно подсчитать, что к 2017-му свою лепту внесли приблизительно 18 000 человек, и это число будет расти.

    Кто бы мог подумать даже пять лет назад (в 1991 году), что операционная система мирового класса может, словно по волшебству, быть слеплена в единое целое из фрагментов внештатной работы нескольких тысяч разработчиков, разбросанных по всему земному шару и связанных только призрачными нитями интернета?

    Преимущества открытого исходного кода

    В своей книге Рэймонд рассказывает о том, что открытый исходный код представляет собой революционный метод создания технологий. Linux с тысячами независимых разработчиков, работающих в режиме публичного сотрудничества, служит примером модели открытого исходного кода. Криптовалюты следуют той же модели, но об этом мы поговорим ниже.

    Рэймонд выделил несколько преимуществ модели открытого исходного кода. Ключевые в контексте нашей дискуссии - следующие:

    • Каждый достойный образец ПО начинается с удовлетворения личного желания разработчика. Мотивацией большинства разработчиков проектов с открытым исходным кодом служит желание лично использовать создаваемые продукты. Они не связаны контрактом, обязывающим их создать что-то для другого; у них есть личная потребность, которую они удовлетворяют. Таким образом, возникает качественно иная мотивация, порождающая детальное знание проблемы.
    • Хорошие программисты знают, что писать. Великие знают, что переписывать (и использовать повторно). Когда разработка осуществляется открыто, можно избежать избыточности, и проблематичные, усложнённые или излишние коды можно идентифицировать и упростить.
    • Когда вы теряете интерес к программе, то ваш последний долг по отношению к ней состоит в том, чтобы передать её в руки компетентного преемника. Люди приходят в проект с открытым исходным кодом и покидают его в зависимости от своих интересов и компетенции. Никто не застревает в работе над проектами, которые больше не интересны. Появляются свежие головы, предлагающие различные точки зрения на давние проблемы или новые перспективы развития.
    • Восприятие пользователей в качестве коллег-разработчиков - самый лёгкий путь к улучшению кода и эффективной отладке ПО. Многие пользователи открытого исходного кода помогают выявлять проблемы и даже предлагают решения. Грань между потребителем и производителем программ с открытым исходным кодом размыта: работа над ПО прозрачна, она ведётся на глазах у публики, и участие в процессе создания доступно всем.
    • При наличии достаточно большой базы бета-тестеров и разработчиков практически любая проблема будет быстро квалифицироваться, а её решение наверняка окажется для кого-то очевидным. Этот постулат назван Законом Линуса в честь Линуса Торвальдса, создателя ядра Linux, который долгое время оставался главным разработчиком этой операционной системы. Когда процесс разработки кода носит закрытый характер, разработчики рискуют пропустить слабое место или не заметить определённую ошибку. Разработка в среде опытных пользователей с уникальным видением повышает вероятность выявления и устранения багов, что делает ПО с открытым исходным кодом более безопасным и отказоустойчивым.

    Результатом такой разработки становится очень надёжный программный код, созданный пользователями для пользователей. Цель состоит не в том, чтобы создать нечто, обогащающее компанию, которая производит и продаёт продукты, а, скорее, в том, чтобы решить проблему, достаточно распространённую, чтобы большое сообщество талантливых программистов с радостью вносило свой вклад. Люди, лишённые навыков программирования, получают от такой модели огромное благо. Бесплатное ПО словно материализуется из воздуха, им может свободно воспользоваться каждый, и оно получает обновления до тех пор, пока пользователи экспертного уровня тоже заинтересованы в его эксплуатации.

    Закон и свободное ПО

    Действующее законодательство поддерживает и в некоторых случаях стимулирует разработку программного обеспечения с открытым исходным кодом. Оно, как и всё ПО, защищено авторским правом, но его авторы выпускают код с лицензией, позволяющей каждому использовать и модифицировать его без специфического разрешения или любых выплат авторам (то есть с лицензией, разработанной Массачусетским технологическим институтом - MIT).

    Некоторые лицензии включают требования, что производные программного обеспечения должны выпускаться на таких же условиях. Благодаря подобной схеме база открытого исходного кода растёт и распространяется. Это явление известно как лицензия свободного программного обеспечения, или LGPL-3 - меньшая стандартная общественная лицензия.

    Открытый исходный код в криптовалютах и токен-проектах

    Возможно, Linux - крупнейший и самый важный пример модели открытого исходного кода, но есть и другие. В их число входят все крупные криптовалютные и блокчейн-проекты. Все они создают компьютерные сети, позволяющие участникам достигать согласия относительно совместно используемых данных (блокчейна криптовалюты).

    Программное обеспечение, дающее любому участнику возможность соединяться с сетью, называется клиентом, и это ПО с открытым исходным кодом. Зачастую клиентское ПО разрабатывают несколько не связанных между собой участников в качестве простейшей версии сетевого ПО (то есть так называемого reference client), на основе которого можно выстроить программное обеспечение для майнинга, кошелька, биржи или другое совместимое с сетью ПО.

    Клиент Bitcoin Core - результат работы более чем 450 независимых разработчиков, которые в общей сложности внесли свой вклад в развитие кода более 15 000 раз. ПО доступно для свободного использования и модификации в соответствии с лицензией свободного программного обеспечения MIT, а вся история разработки доступна для обозрения в публичном репозитории на Github - облачном сервисе, позволяющем любому создать аккаунт, загрузить новый код и отслеживать изменения. Если созданный вами репозиторий открыт для всеобщего обозрения, комментариев и предложений об изменениях, то вам даже не нужно платить за аккаунт Github.

    Публичный репозиторий также отслеживает так называемые форки оригинального клиента. Форк создаёт клон изначального ПО, который затем можно модифицировать с той или иной целью, не изменяя изначальное хранилище. Разработчики без ограничений совершают форки для репозитория Bitcoin Core на Github, чтобы создать либо специфические приложения, совместимые с биткоином (например, кошелёк для смартфонов), либо новую криптовалюту, которая перестаёт быть совместимой с сетью биткоина и подразумевает создание новой криптовалютной сети (например, так было с лайткоином или Zcash). На сегодняшний день оригинальный клиент Bitcoin Core пережил форк более 10 000 раз, и появляющиеся новые репозитории демонстрируют, что создание производных продуктов продолжается.

    На эфириум сейчас приходится как минимум 121 репозиторий, каждый из которых фокусируется на определённом аспекте проекта (например, языках программирования для написания смарт-контрактов, графических браузерах для взаимодействия конечного пользователя с сетью эфириума, совместимых клиентах для участия в работе сети и т.д.). Есть не менее восьми проектов, направленных на разработку совместимых с эфириумом клиентов, а над наиболее популярными клиентами (go-ethereum и Parity) трудятся сотни независимых разработчиков. Код эфириума и его полная история, как и код, а также история биткоина, доступны для публичного обозрения на Github и в других сетевых хранилищах, и все коды выпускаются в соответствии с лицензией LGPL-3, требующей выпускать все будущие производные разработки с такой же лицензией.

    Даже недавние проекты, реализованные по инициативе коммерческих стартапов, демонстрируют приверженность кредо открытого исходного кода. Zcash Company разрабатывает протокол Zcash посредством публичного репозитория. Несколько ведущих разработчиков не работают на компанию, а специально созданная некоммерческая организация призвана следить за тем, чтобы постепенно произошёл переход от разработки, осуществляемой компанией, к разработке силами сообщества. База исходного кода Zcash выпускается с лицензией Массачусетского технологического института. Protocol labs, разработчик Filecoin, намерен создать аналогичную открытую модель и уже протестировал её в своём проекте IPFS, работая с кодом в открытых репозиториях и выпуская его с лицензией MIT.

    Почему открытый исходный код важен

    Криптовалюты и открытые блокчейны способны обеспечить функционал, который был бы регулируемым, если бы его источником была одна-единственная корпорация. Централизованные эмитенты цифровой валюты, такие как Liberty Reserve или E-gold, представляли собой финансовые сервисы и должны были регистрироваться в Управлении Министерства финансов США по борьбе с финансовыми преступлениями, а также получать лицензию, позволяющую переводить деньги, в каждом штате. Если такие токены будут продвигаться на рынке для привлечения инвесторов, они могут быть приравнены к ценным бумагам, и в таком случае потребуется регистрация в Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Эти ограничения имеют смысл, поскольку централизованные сервисы связаны с риском того, что сторона, находящаяся в центре всей схемы, не сможет выполнить свои обещания, адекватно протестировав продукт и сделав его безопасным.

    Однако технологии вроде биткоина способны предложить аналогичный функционал, будучи открытыми и никому не принадлежащими сетями. Здесь нет никакой корпорации. К этим сетям присоединяются пользователи, а открытое программное обеспечение стимулирует их стремление к сотрудничеству. В конечном счёте все участники приходят к согласию относительно каждого фрагмента данных, необходимых для создания валюты. Децентрализация держится на двух столпах: открытых механизмах консенсуса и программном обеспечении с открытым исходным кодом. Если бы код не был открытым, то как бы участники (не знакомые друг с другом люди в интернете) сумели бы понять систему, к которой они присоединяются, и довериться ей?

    На самом деле токен-проекты, основанные на патентованном коде, могут оказаться просто централизованными сервисами, которые прячутся за профессиональным сленгом и «абракадаброй блокчейна». Однако у «истинных» проектов код, создающий децентрализованную сеть, позволяющий участникам доверять друг другу, иметь общую мотивацию и наказывать мошенников, и сам по себе децентрализован. Его разрабатывают у всех на глазах сотни энтузиастов, он доступен всем в мире для использования и модификации и совершенно независим от корпоративных интересов.

    Широкую известность получили подкрепленные мощной маркетинговой поддержкой усилия производителей вычислительной техники по продвижению решений open-source software (программное обеспечение с открытым исходным кодом). В современном официальном употреблении на русском языке это явление принято называть свободным программным обеспечением (СПО).

    Суть концепции состоит в нескольких принципах создания и распространения СПО:

    • доступность исходных кодов для всех желающих;
    • лицензионная политика распространения на основе одной из лицензий, одобренных сообществом (см. веб-сайт opensource. org);
    • возможность непосредственного участия в разработке и исправлении ошибок в ПО своими силами;
    • возможность изменять некоторые функции ПО и адаптировать к новым условиям (при условии доступности изменений всему сообществу);
    • максимальная совместимость с открытыми стандартами;
    • возможность работы в различных операционных системах и на нескольких платформах (кроссплатформенность).

    Указанные принципы используются при создании большинства

    СПО. Стоит отметить, что существует заметная разница между бесплатным и свободным ПО. Несмотря на то что большинство лицензий СПО предполагают бесплатное распространение, одного этого свойства недостаточно для того, чтобы ПО можно было считать свободным.

    Открытый код уже одержал ряд важных побед над сильнейшими из производителей собственнического (проприетарного) ПО. В частности, веб-сервер Apache намного опережает аналогичные продукты других компаний (в том числе Microsoft) по доле рынка благодаря своей низкой стоимости, независимости от поставщиков, наличию множества имеющих опыт его администрирования пользователей и поддержке разработчиков. Linux обошел по объемам поставок все остальные виды Unix для платформы Intel, включая долгое время удерживавшую лидерство SCO. СУБД с открытым кодом занимают крепкие позиции на рынках ОС с открытым кодом и популярных интернет-решений младшего класса. Угроза собственническому ПО исходит от преимуществ СПО, аналогичных преимуществам Интернета, т.е. открытости, свободы адаптации и т.д.

    Свободное программное обеспечение уже занимает крепкие позиции в секторе серверных операционных систем, инфраструктуры Интернета, серверов веб-приложений, СУБД для малых предприятий и отделов, основанных на веб-баз данных с динамической генерацией веб-страниц, технических и встроенных вычислительных систем, а также ПО для серверных устройств. Говоря об инфраструктуре Интернета, нужно отметить, что большинство устройств работает под управлением операционных систем и другого программного обеспечения с открытым исходным кодом. К этим устройствам относятся серверы доменных имен, маршрутизаторы, коммутаторы, межсетевые экраны, шлюзы, балансировщики нагрузки, серверы приложений и баз данных и т.д.

    Учитывая эти достижения, СПО ставит под угрозу фирмы, основным источником доходов которых является плата за клиентский доступ и лицензионные сборы за собственническое ПО. Открытый код переносит на программное обеспечение действующую на рынке оборудования бизнес-модель устаревания и превращения в товар массового потребления - модель, к которой трудно адаптироваться традиционному поставщику ПО, особенно лидеру.

    Многие из производителей, использующих бизнес-модели открытого кода, с самого начала развивались не как поставщики традиционного ПО. Наблюдая рост доли рынка СПО и крепость его позиций на стратегических интернет-рынках, поставщики традиционного ПО идентифицируют для себя угрозы со стороны открытого кода и возможности, представляемые новыми бизнес-моделями. Естественно, поставщики традиционного ПО имеют возможность перенять эти бизнес-модели целиком или частично, в зависимости от ассортимента своей продукции. Но даже и в этом случае открытый код представляет собой ощутимую и весьма реальную угрозу привычным схемам ведения бизнеса софтверных компаний.

    Существует четыре основные угрозы для закрытых компаний со стороны открытого кода.

    • Ценовое давление. Поскольку лицензии открытого кода, по сути, требуют бесплатной дистрибуции ПО и его модификаций, цены на схожие традиционные продукты необходимо снижать, чтобы не уступать СПО и бороться с утратой доли рынка. Например, SCO не может брать по 2000 долл, за Unix для платформы Intel, в то время как Linux доступен бесплатно, a Microsoft монополизирует сектор настольных систем. Традиционные производители могут, однако, частично возместить себе потери, делая свои программные продукты более качественными по сравнению с СП О и взимая за это дополнительную плату.
    • Достаточно хорошая функциональность. «Достаточно хорошие» программы (но не лучшие) могут частично потеснить продукты поставщиков традиционного ПО, которые слишком часто бывают нацелены на массовый рынок. Более сложная (и дорогая) функциональность на ранних этапах своего развития всегда ориентирована на относительно небольшую группу пользователей-специалистов. Но даже действующим на этом рынке производителям все же нужно четко понимать, что рынок высокоразвитого ПО будет расширяться и углубляться. Если развитая функциональность не сумеет привлечь более широкий круг пользователей, заказчики, естественно, будут приобретать альтернативы с открытым кодом, пусть и менее развитые. На очень крупных массовых рынках доминирующие поставщики СПО кроме наращивания объемов поставок имеют массу возможностей для роста за счет реализации дополнительных стратегий в области продуктов и услуг. Размер массового рынка сам по себе обеспечивает снижение цен за счет высоких объемов поставок, что позволяет конечным потребителям получать ощутимые прибыли даже при незначительном увеличении стоимости своей продукции.

    В некоторых случаях СПО может даже обойти по функциональности традиционные продукты. Например, Apache стал первым из веб-серверов, в котором появилась популярная среди провайдеров интернет-функция IP-aliasing, позволяющая размещать на одной системе по нескольку доменных имен Интернета.

    • «Эффекты сети», обусловленные знанием и изучением ПО и инструментальных средств массового использования. Расходы на обучение пользователей новой технологии составляют значительную часть общей стоимости владения, превышающую цену на сам программный продукт. Компания с большой базой пользователей, знакомых с продуктом и сопровождающими его инструментальными средствами, может использовать это знакомство, выпуская новые версии или выходя на смежные рынки. Этот вид эффектов сети может варьироваться в зависимости от типа пользователя - разработчики ПО используют API, системные администраторы - определенные средства администрирования, пользователи работают с графическими пользовательскими интерфейсами, а руководители устанавливают отношения с поставщиками. Сформировавшись, эта сеть партнеров и пользователей решений с открытым кодом уже не разрушается и позволяет решать маркетинговые проблемы более мелкого порядка, вроде приобретения приверженцев и лояльности заказчиков.
    • Давление стандартизации. Последняя угроза со стороны движения открытого кода - это его инструментальные средства и культура, которая считает своим врагом всевозможные технологические барьеры, воздвигнутые производителями традиционного ПО.

    В последнее время наиболее быстро развивающимся направлением в программном обеспечении считается так называемый «коммерческий open-source», т.е. СП О, поддерживаемое обычными коммерческими компаниями. Одним из лидеров этого направления стоит считать корпорацию Sun, которая разрабатывает несколько крупных проектов в этом секторе: ОС OpenSolaris, СУБД MySQL, офисный пакет OpenOffice.org и среду виртуализации Virtual Box. Как правило, существуют несколько версий такого ПО, в том числе и коммерческая. При оплате лицензии пользователь получает техническую поддержку, а также в ряде случаев особые инструменты для удобной работы, не доступные в рамках открытой лицензии. То есть при небольших потребностях компании могут пользоваться свободными или бесплатными версиями ПО, а при возрастании запросов купить коммерческие расширения, не меняя при этом ничего в своей инфраструктуре и приложениях. Таким образом, коммерческий вариант СПО напрямую конкурирует с разработками традиционных компаний, например Microsoft, которая активно создает специальные схемы лицензирования для использования в среде Интернета (речь идет о серверном ПО).

    В итоге, СПО в Интернете играет систеообразующую роль, поддерживая и развивая основные принципы построения Сети. Кроме того, использование СПО актуально с точки зрения ориентации на предоставление услуг вместо продажи товаров. Поэтому при создании интернет-систем стоит ориентироваться на открытые стандарты и ПО, реализующее их, так как только такой путь обеспечит возможность развития бизнеса и получение новых возможностей электронных рынков.

    Использование СПО для поддержки интернет-технологий естественно и необходимо с точки зрения свойств масштабирования, глобальности и совместимости. Например, увеличение количества серверов или других устройств инфраструктуры не требует дополнительных вложений в ПО, что обеспечивает большую гибкость, чем в случае с проприетарным ПО. Это становится особенно актуально, когда стоимость ПО превышает аппаратную составляющую проекта. Требования глобальности и совместимости реализуются благодаря хорошей поддержке межплатформенности СПО и использования открытых стандартов, что позволяет даже при наличии многих конкурирующих продуктов и платформ на рынке сохранять высокий уровень совместимости.

    В свете современных разработок сервис-приложений на основе веб-технологий СПО в сочетании с недорогими компьютерами (неттопами и нетбуками) может значительно потеснить традиционные настольные и мобильные системы, основой которых является операционная система Windows и традиционные офисные пакеты. Использование легких специализированных ОС с графическим интерфейсом на основе ядра Linux и современных веб-браузеров позволяет выполнять на нетплатформах большинство повседневных задач, используя только СПО.

    Похожие статьи