• Характерные особенности детей 6 7 лет

    07.02.2019

    Дети от 6 до 7 лет

    В целом ребёнок 6-7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

    Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («Добрый человек - это такой, который, всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова экономный и отрицательную слова жадный. Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Их социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

    К 6-7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приёма пищи; одевается в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Старший дошкольник уже может объяснить ребёнку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий), и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать её, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях.

    В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счёт развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

    К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.

    Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Развитие общения детей со взрослыми к концу седьмого года жизни создаёт отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребёнок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой - очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

    Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели и т. п., т. е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения - в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

    В этом возрасте дети владеют обобщёнными представлениями (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, причёска, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства). К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументированно обосновывают её преимущества. Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т. д., владеют различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные для определённой культуры особенности поведения мужчин и женщин; осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка - стойко переносить неприятности и т. д.); нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу. К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

    В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания).

    Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В этом возрасте они овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног (зрительно-моторная координация девочек более совершенна); могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны чётко метать различные предметы в цель. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические действия.

    В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы - ребёнок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т. п.), так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы, и т. п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).

    К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем их возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.

    В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания - повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ - логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребёнок начинает относительно успешно использовать новое средство - слово (в отличие от детей от 5 до 6 лет, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства - картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

    Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках - передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.

    Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых. Без него сохраняется вероятность того, что воображение будет выполнять преимущественно аффективную функцию, т. е. оно будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.

    В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака (например, упорядочивание изображений видов транспорта в зависимости от скорости их передвижения). Дошкольники классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам, например, по родовидовой принадлежности (мебель, посуда, дикие животные). Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлечёнными, теоретическими, они сохраняют ещё тесную связь с его непосредственным опытом. Часто свои первые понятийные обобщения ребёнок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий, которые с ними можно совершать. Так, они могут объединить рисунок кошки с группой «Дикие животные», «потому что она тоже может жить в лесу», а изображения девочки и платья будет объединены, «потому что она его носит».

    Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки, как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах), причём детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.

    В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи - монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте их высказывания всё более утрачивают черты ситуативной речи. Для того чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

    К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится всё более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. В условиях общения и взаимодействия со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Ребёнок знаком с разными родами и жанрами фольклора и художественной литературы и интуитивно ориентируется в них. Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу из числа предложенных; достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого они инсценируют отрывки из прочитанных и понравившихся произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей; знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Дети способны сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Они сравнивают себя с положительными героями произведений, отдавая предпочтение добрым, умным, сильным, смелым. Играя в любимых персонажей, дети могут переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками.

    К концу дошкольного детства ребёнок накапливает достаточный читательский опыт. Тяга к книге, её содержательной, эстетической и формальной сторонам - важнейший итог развития дошкольника-читателя. Место и значение книги в жизни - главный показатель общекультурного состояния и роста ребёнка 7 лет.

    Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.

    Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).

    Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

    В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это могут быть не только изображения отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании они могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по сырому и сухому), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Им становятся доступны приёмы декоративного украшения.

    В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).

    В аппликации дошкольники осваивают приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.

    Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным усло¬виям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.

    Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учётом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.

    Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им всё ещё нужна.

    Возрастные особенности детей 6-7 лет

    Физическое развитие

    К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения , которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.

    У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений).

    Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»).

    Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

    Социально-личностное развитие

    К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения - один из важнейших показателей психологической готовности к школе.

    Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами - включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).

    В сюжетно-ролевых играх дети 7-го года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающих характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, болезнь и т.п. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем (например, ребенок обращается к продавцу не просто как покупатель/, а как покупатель-мама). Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.

    Семилетний ребенок умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Ребенок семи лет отличается большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно « эмоциональное предвосхищение» - предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»)/

    Познавательно-речевое развитие

    Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.

    У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

    Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.

    К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного материала.

    Художественно-эстетическое развитие

    В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Предметы, которые дети лепят и вырезывают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

    Значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Ребенок определяет к какому жанру принадлежит прослушанное произведение. Чисто и выразительно поет, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя). Дошкольник может самостоятельно придумать и показать танцевальное или ритмическое движение.

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ

    Седьмой год жизни - последний отрезок дошкольного периода. Пройдет еще совсем немного времени, и ребенок перешагнет один из очень важных рубежей в своей жизни, и беззаботное, игривое детство останется позади, а впереди… Впереди постижение всего этого огромного мира, освоение всего многообразия наук и знаний, доступных современному человеку.

    В этот период многие функции и процессы продолжают начатое в предыдущие возрастные промежутки развитие. Мышление, память, характер продолжают свое формирование, оттачиваются, совершенствуются, расширяют свои возможности, обретают все новые и новые свойства и качества. И, казалось бы, в этом как будто идущем по накатанной плоскости процессе уже нет ничего нового, новых обретений не происходит. Тем не менее есть два новых момента, имеющих очень важное значение для дальнейшего, уже школьного этапа - развитие такого качества, как произвольность, и становление навыков социального поведения в обществе других людей. Нельзя сказать, что этого совершенно не было раньше, но на данном возрастном этапе у большинства детей обычно происходит очень мощный скачок в развитии названных свойств.

    Произвольность - это сложный, многосоставной процесс, обеспечивающий человека системой осознанной саморегуляции. Иными словами, это способность управлять своим поведением, понимать необходимость тех или иных действий, умение ставить перед собой задачи и достигать их, при этом пошагово планируя свою деятельность. Понятно, что для обучения такой процесс очень важен, ведь ребенку нужно научиться ставить перед собой различные учебные задачи и выполнять их, точно зная, как именно добиться результата. Кроме того, в этом возрасте должно закрепиться осознание того, что желание - далеко не всегда повод для действий и что не все, чего хочется, выполнимо. Важно и закрепление внутреннего правила «сначала надо подумать, а лишь только потом сделать». Но о развитии произвольности мы еще поговорим позже, а сейчас вернемся к более общим вопросам.

    Кроме становления произвольности в этот период происходит еще один важный процесс - формирование социального поведения, хотя здесь, конечно, «прорыв» не настолько мощный. Ребенок рождается, растет, развивается среди других людей, больших и маленьких, родных и совсем ему посторонних. И все свое детство усваивает так или иначе социальные нормы и правила. В данном возрасте родителям стоит обратить пристальное внимание на такие моменты: умеет ли ребенок общаться со сверстниками, способен ли слышать и слушать взрослых, может ли принимать их авторитет?

    Основным видом деятельности в этом возрасте по-прежнему остается игра, хотя уже к середине периода, о котором мы говорим, дети зачастую как будто загораются освоением нового вида деятельности - учебы. Им становится интереснее именно учиться, игра становится чем-то второстепенным, хотя, конечно же, не отходит полностью и еще долгое время в той или иной мере необходима ребенку. Игровая деятельность еще крайне важна, через нее дошкольник доводит имеющиеся навыки до совершенства, постепенно подготавливая себя к постижению нового вида деятельности - обучению в школе, в рамках которого уже нужно не просто уметь лепить, рисовать, вырезать, а научиться ставить перед собой и выполнять различные большие и малые задачи.

    Познавательные процессы продолжают планомерное формирование на протяжении всего описываемого периода.

    Развиваются мышление, речь, память, внимание, расширяется кругозор, совершенствуется креативность, ребенок осваивает все больше и больше различных приемов и навыков.

    Давайте посмотрим, насколько многому может научиться ребенок в старшем дошкольном возрасте (таблица 1).

    Таблица 1. Объем знаний ребенка

    Объем простых знаний, которыми может обладать ребенок

    К концу шестого года жизни

    К концу седьмого года жизни

    Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, создающие комфорт

    Знания расширяются, становятся более прочными, ребенок способен усвоить элементарные правила дорожного движения, помогать в работе по дому, выполнять несложные поручения

    Знать некоторые виды растений, деревьев, животных, птиц

    Знания расширяются, кроме того, ребенок уже может самостоятельно (под контролем взрослых) заботиться о животных или растениях, может знать и выполнять правила поведения на природе

    Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот (опыты с водой); об обитателях живого уголка; о повадках диких и домашних птиц и животных; о помощи, которую может оказать человек природе

    Знания расширяются, в силу естественной любознательности ребенок в этот период может познать и понять очень много различных физических, химических, природных явлений и процессов (важно и интересно этим воспользоваться, так как есть возможность увидеть предрасположенность ребенка к тем или иным видам деятельности, его интерес к определенной области знаний)

    Определять в предметах размер (большой — маленький), цвет, форму, материал (пластмассовый, бумажный, деревянный и т. д.), на основе этого уметь составлять описательный рассказ

    Знания значительно расширяются, словарный запас увеличивается, ребенок усваивает множество новых прилагательных и глаголов

    Уметь классифицировать предметы, находя общие признаки, определять сходство - различия

    При должном уровне занятий мыслительные операции ребенка могут значительно развиться, ребенок может сравнивать, классифицировать, находить сходства и различия, анализировать различную информацию

    Понимать, что любая вещь создана трудом многих людей, иметь навыки культурного поведения

    Ребенок способен знать и выполнять нормы и правила культурного поведения в общественных местах, со старшими, сверстниками

    Знать название родного города, страны, ее главного города

    Знания становятся более прочными, расширяются, ребенок может уже свободно ориентироваться в микрорайоне, в котором живет

    Сравнив возможности пяти- и шестилетних детей, мы можем видеть, что объем приобретаемых знаний продолжает непрерывно наращиваться, но меняются акценты в его развитии. Ребенок этого возраста очень любопытен, жажда знаний у него потрясающая. Дошкольнику в этот период интересно буквально все, зачастую ребята сами подходят и говорят - давайте будем заниматься. Даже если трудно, если что-то не получается, стоит лишь чуть приободрить - и они способны работать и выполнять то, что необходимо. Они готовы много трудиться, чтобы обрести новые знания, новые умения, навыки.

    Стоит, пожалуй, отметить и тот факт, что шестилетний дошкольник проявляет любопытство во всем, в том числе и в вопросах, касающихся человеческих отношений. И значит, эту возможность передачи знаний об этой стороне жизни также не стоит упускать. Пройдет совсем немного времени - и ребенок отправится в школу, где так или иначе действуют правила, по которым важно научиться жить. Да, конечно, школы и подходы к обучению бывают различными, но правила существуют всегда. Нравятся они нам или нет, это другой вопрос, но в любом случае ребенку нужно научиться жить по ним.

    Говоря о готовности ребенка к обучению в школе, нельзя не упомянуть речевое развитие (таблица 2).

    Таблица 2. Уровень речевого развития ребенка

    Уровень речевого развития, который может показатьребенок

    К концу шестого года жизни

    К концу седьмого года

    Объясняет правила игр, аргументированно оценивает высказывания ровесников (может сказать, что нравится, а что нет в действиях и словах сверстников, и почему)

    Навык усложняется и совершенствуется

    Употребляет сложные предложения

    Способен самостоятельно строить сложные предложения различных видов

    Составляет самостоятельно рассказы из опыта, по сюжетной картине, серии картин, сочиняет окончания сказок, пересказывает небольшие литературные произведения

    Может составлять рассказы по отдельным рисункам, серии картинок, из собственного опыта, может сочинять сказки, истории, рассказы

    Знает несколько считалок, которыми уже умеет пользоваться, стихотворений, сказок, авторов, которых может назвать

    Самостоятельно выразительно может передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения

    Определяет место звука в слове

    Может подбирать слова в зависимости от местонахождения звука, дифференцирует звуки на слух

    Подбирает несколько прилагательных к существительному, сможет подобрать слово-синоним

    Использование синонимов, обобщающих слов совершенствуется, развивается навык использования антонимов

    Употребляет и понимает слова, описывающие человеческие взаимоотношения

    Развивается диалогическая и монологическая речь, умение давать развернутые ответы на вопросы, совершенствуется культура речевого общения

    Обладает чистой спокойной речью, может произносить звуки родного языка без искажений

    Может четко и ясно произносить звуки в словах, владеет четкой дикцией, способен пользоваться различными интонациями в речи

    Способен усвоить, что такое предложение, может составлять выражение из 3-4 слов, разделять простые предложения на слова, слова разделять на слоги

    Сравнив изменения, которые могут произойти в речи ребенка между шестым и седьмым годами жизни, мы видим, что совершенствование неуклонно продолжается. И уже к семи годам ребенок способен усвоить все речевые нормы родного языка, свободно пользоваться различными речевыми формами, обладает достаточным словарным запасом. Если ребенок имеет какие-либо сложности в речевом развитии, целесообразно устранить их до начала школьного обучения, чтобы данные нарушения не оказали негативного влияния на становление письменной речи. Внимательно прислушайтесь, как разговаривает ваш ребенок. Если что-то в его речи вызывает у вас беспокойство (неправильно выговаривает звуки, с трудом справляется со слоговой структурой слов, имеет низкий словарный запас или затрудняется при формулировании своих мыслей и т. д.), то обязательно обратитесь за консультацией к логопеду в детском саду, поликлинике или районном психолого-педагогическом центре.

    Важным показателем общего уровня развития мышления ребенка является сформированность у него математических представлений. Конечно, очень многому он научится уже в школе, но определенный багаж знаний все же необходимо приобрести заранее (таблица 3).

    Таблица 3. Математические представления у ребенка

    Сформированность элеме н тарных математических представл е ний у ребенка

    К концу шестого года жизни

    К концу седьмого года жи з ни

    Считает до десяти, правильно пользуется количественным и порядковым счетом

    Может сравнивать рядом стоящие числа в пределах десятка, опираясь на наглядность, уравнивать неравное число предметов

    Соотносит цифры и количество предметов, знает и выполняет действия на +/-1,2

    Сравнивает предметы различной величины, может размещать их в порядке убывания или возрастания

    Измеряет предметы при помощи условной меры, сравнивает длину, ширину, высоту предметов

    Различает фирму предметов - круглую, четырехугольную, треугольную

    Знает многоугольники, ромбы, выполняет различные операции - делит круг, квадрат на две и более частей, составляет из одних фигур другие большего размера, сравнивает часть и целое

    Из данных таблицы 3 можно увидеть, что еще до школы, до начала систематического обучения ребенок может научиться выполнять и понимать простейшие математические операции, составлять и решать задачки.

    Закладывая основы математических умений и навыков, весьма целесообразно при обучении использовать жизненный опыт ребенка. Посчитать деньги для покупки мороженого, посчитать, сколько гостей пришло, чтобы накрыть стол, и сколько всего будет человек, если придут еще два гостя, посчитать, сколько дней осталось до похода в цирк и т. д. - такая «заземленность», опора на непосредственный жизненный опыт даст ребенку ощутить необходимость тех или иных умений и навыков, наполнит изучаемые абстрактные понятия и операции определенным смыслом. При возникновении затруднений, конечно, стоит оказывать помощь малышу, считать вместе с ним, объяснять те или иные правила и совсем ненавязчиво подталкивать его к тому, что в школе он сможет научиться всему этому и многому другому, столь интересному, важному и полезному для него самого.

    Не стоит на месте и развитие художественно-эстетических возможностей ребенка. Совершенствуются различные умения и навыки выполнения творческих работ, и это также оказывает крайне весомое влияние при подготовке ребенка к школьному обучению. Развиваются различные виды мышления (творческое, наглядно-образное, различные мыслительные операции), развивается мелкая моторика, происходит активное формирование умения планировать собственную деятельность, ставить перед собой задачу и добиваться ее. Причем все это может происходить в ненавязчивой интересной для ребенка форме, похожей на игру.

    Таблица 4. Творческое развитие ребенка

    Возможности творческого развития

    К концу шестого года жизни

    К концу седьмого года жизни

    Создает изображения предметов но представлению, изображает сюжеты на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений

    Навыки развиваются и усложняются, ребенок учится самостоятельно создавать те или иные творческие работы по замыслу, по образцу используя различные материалы, приемы исполнения, самостоятельно планирует свою деятельность в целях достижения желаемого результата

    Может использовать различныекомпозиционные решения, разнообразныеизобразительныематериалы;

    Знает и использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов

    В лепке может создавать небольшие сюжетные композиции, передавая позы, движения фигур, соблюдая пропорциональность

    Навык совершенствуется и усложняется, расширяется набор приемов, знакомых ребенку

    В аппликации может использовать различные приемы вырезания, а также обрывания

    Может использовать различные материалы для создания поделок, создавать симметричные фигуры, композиции при помощи сложения пополам, гармошкой

    Может проанализировать образец постройки, спланировать этапы создания, находить конструктивные решения

    Может сочетать различные приемы исполнения работы, самостоятельно планировать последовательность своих действий

    Выполняет несложные модели способом оригами, может делать различные поделки из природного и подручного материала

    Навык совершенствуется, усложняется

    Мы можем видеть, что навыки, которыми ребенок начал овладевать ранее, постепенно усложняются и совершенствуются, развиваются вкус, чувство меры, гармонии. В этом возрасте важно не только учить ребенка выполнять те или иные творческие работы, но и знакомить с творчеством других людей (впрочем, это важно в любом возрасте).

    Таблица 5. Физическое развитие ребенка

    Возможности физического развития

    К концу шестого года жизни

    К ко н цу седьмого года

    жизни

    Пробежать ребенок уже может и двести, и триста метров, причем довольно быстро. Появляется большая ловкость, сноровка, причем бегать он может уже не только по ровной поверхности, но и ловко обегая холмики и перескакивая через ямки и канавки

    Ребенок уже хорошо может выполнять различные виды ходьбы и бега, может пользоваться ими в различных ситуациях, он довольно вынослив, может долгое время бежать, что называется, «сломя голову», немного передохнуть и вновь продолжить неугомонный бег

    Движения становятся более уверенными и скоординированными. В этом смысле ребенок уже почти не отличается от взрослого. Он с закрытыми глазами легко может прикоснуться к своему уху, носу. Ловко ловит мяч и так же ловко может бросить его в цель

    Ребенок становится еще более ловким и метким, может играть в различные игры с мячом, ловко с ним управляясь, может попасть мячом в цель с 4-5 метров, метать в движущуюся цель, действовать левой и правом рукой

    Заметно лучше становится чувство равновесия: ребенок спокойно проходит по узкой скамейке, бревну, доске

    Дети могут сохранять правильную осанку

    Дети этого возраста становятся увереннее в прыжках. На лестнице могут перепрыгивать через ступеньку, а на ровной площадке даже через несколько предметов. Начинают постигать «науку» использования скакалки, что очень важно, так как это развивает систему согласованных действий всего тела. Дети могут прыгать на одной ноге. Девочки в этом возрасте начинают играть в «классики»

    К семи годам ребенок может играть в такие спортивные игры, как бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис

    По шведской стенке ребенок может лазать часами и не устанет при этом от этого занятия. Ребенок способен немного подняться по канату, что указывает на то, что руки его становятся сильнее. Но отжаться от пола ребенок еще не сможет

    Ребенок может плавать и ходить на лыжах на длительные расстояния

    Физическое развитие ребенка неуклонно совершенствуется. Дети становятся все более выносливыми, ловкими, сильными. Они могут играть в различные командные игры, осваивать различные виды спорта. Вес это говорит о том, что ребенок готовится к школьному обучению и физически в том числе, он становится способным сидеть за партой и управлять собственным телом в соответствии с ситуацией, в которой находится на данный момент.

    Внимание и память дошкольника шести лет по-прежнему не обладают высоким уровнем произвольности, зачастую ребенок оказывается во власти эмоций, впечатлений, ярких событий, происходящих вокруг. Дети по-прежнему могут легко отвлекаться, быстро уставать, нуждаться в частой смене деятельности. Неинтересные, однообразные занятия, для выполнения которых нужна сила воли, могут отвергаться ребенком. Между тем именно в предшкольный период развитие произвольного компонента (сознательно управляемого ребенком) необходимо. Поддержка и обучение взрослым ребенка должны содержать постепенное формирование произвольности внимания, памяти, ответственности в выполнении тех или иных заданий, тем более что и уровень морально-нравственного развития малыша уже позволяет это. Взрослым стоит побуждать ребенка к тщательности в выполнении заданий, поддержке, помощи на первых порах, если необходимо.

    О возможности оказания помощи, поддержки хочется поговорить отдельно. Все мы знаем такой банальный вид деятельности, как раскрашивание книжек-раскрасок. Несмотря на простоту, оно может быть весьма полезно и для развития мелкой моторики, и для тренировки усидчивости, выносливости, и для формирования произвольности.

    В практике иногда встречаются дети, которые в силу слабой координации движений пальцев и низкой зрительно-моторной координации совершенно не могут работать даже с простыми раскрасками. Кроме имеющихся внутренних трудностей (недостатков в развитии процессов), ситуацию еще может усугубить и элементарное сравнение ребенком самого себя со сверстниками. Ребята не могут не видеть, как получается у них самих и как у других. Более того, они не могут не видеть разницу в прилагаемых усилиях, при том что их результат чаще всего далек от совершенства. Все это не добавляет у ребенка желания продолжать эту деятельность. Выход из такой ситуации не так сложен, хотя и очень кропотлив и долог.

    Итак, дайте ребенку небольшую (работать важно постепенно, по чуть-чуть) и несложную раскраску. Предложите раскрасить ее, и когда ребенок начнет выполнять задание, предложите свою помощь. Дети обычно соглашаются, помощь принимают. Далее спросите: «Что мне можно раскрасить?», «Каким карандашом?» Взрослый делает только то, что позволяет ему ребенок, при этом работаем мы с ним одновременно на одном листе бумаги. За 10 минут (время, на которое хватит внимания шестилетнего ребенка, у которого данный вид деятельности не очень получается без слишком больших усилий) можно таким образом успеть раскрасить рисунок: взрослый больше, ребенок меньше, но это не страшно. Важно поддержать и дать возможность увидеть, что все возможно и все достижимо. И в данном случае очень важно увидеть, что он тоже может, ведь это он раскрасил рисунок, а вы только рядом были. Постепенно пропорцию работы взрослого и ребенка нужно изменять, время увеличивать, и так постепенно можно добиться определенной положительной динамики. Таким образом, мы учим ребенка кропотливости и усидчивости, и развиваем его пальчики, и оказываем ему поддержку, давая возможность понять, что все получится, что все будет хорошо (а это очень важное ощущение, оно дает веру в собственные силы).

    Зрительное восприятие, как правило, уже к шести годам развито довольно неплохо. Сложнее обстоит дело с восприятием времени, но и здесь не все так страшно. К концу седьмого года жизни ребенок ориентируется не только в категориях «прошлое - будущее - настоящее», но и в днях недели, временах года, месяцах. Несколько сложнее для ребенка научиться определять длительность событий, понимать показания часов - этот навык обычно приобретается уже в школьные годы.

    На бытовом уровне ребенок может ориентироваться в пространстве. Фразы вроде «спуститься по лестнице вниз», «зайти за угол», «встать между родителями» могут использоваться им свободно и без ошибок. В течение седьмого года жизни важно научить ребенка и ориентации в пространстве листа бумаги, тетради. Это умение обязательно пригодится будущему школьнику, когда в условиях группового обучения необходимо будет понимать словесную инструкцию учителя при выполнении тех или иных заданий в тетради, альбоме, прописи.

    В этом возрасте уже хорошо видны различные специфические особенности детей. Так, по-разному проявляются механизм запоминания, различные склонности и способности, уже могут быть заметны личностные особенности. Конечно, всю гамму индивидуальных особенностей не стоит скидывать со счетов и, организуя обучение и развитие ребенка, стоит ориентироваться на них в первую очередь. Да, безусловно, малыша необходимо развивать всесторонне, но все же было бы неплохо основываться на том, что ему дано от природы.

    Если ваш ребенок все еще не умеет читать, целесообразно уделить этому особое внимание. Если обучение чтению происходит с существенными трудностями, необходимо обратиться за консультацией к специалисту - дефектологу, логопеду, психологу), возможно, сходить на прием к невропатологу. Рекомендация научить ребенка читать - это вовсе не желание снять ответственность за данный процесс со школы, с учителя (как, к сожалению, иногда говорят родители, «выполнить за учителя его работу»). Просто когда ребенок приходит в школу, перед ним стоит задача за первый год обучения овладеть чтением и письменной речью, а одновременное усвоение этих двух принципиально разных навыков может привести к значительным затруднениям. Обусловлено это особенностями функционирования головного мозга, в силу чего стоит в шесть лет или даже раньше, если ребенок к этому уже готов, учить его читать, а с приходом в школу - в семь лет - учить писать. С различными технологиями и приемами обучения чтению можно ознакомиться в специальных изданиях.

    Кроме самого обучения технике чтения не забывайте продолжать читать ребенку различные книги вслух - сказки, рассказы, истории, статьи. Это, с одной стороны, стимулирует развитие речи, увеличивает активный словарный запас ребенка, а с другой - побуждает его научиться читать самостоятельно, подхлестывает интерес к усвоению грамоты. И конечно, когда вы читаете ребенку, не забывайте обсуждать с ним прочитанное. О чем прочитали, кто главные герои, что происходит, последовательность событий, отношение к тому, что услышал. Такая практика стимулирует развитие творческого мышления ребенка, фантазии - предложите ему придумать другое окончание к сказке или рассказу, нарисовать по описанию какого-нибудь таинственного жука или придумать, как могла бы выглядеть машина с супердвигателем.

    Ребенок активно растет и развивается как личность, и в нем «этажик за этажиком» формируются новые качества, черты характера. Ребенок уже смог доказать себе, что он может что-то сделать сам, у него появился девиз «Я сам». Когда что-то получается, он может что-то выполнить, и так возникает девиз «Я могу». И в пять-шесть-семь лет он может доказать себе «Я могу сам, я справлюсь». Ребенок в шестилетнем возрасте продолжает учиться проявлять инициативу, ставить задачу и выполнять ее. И именно в этом возрасте человеку как никогда важно что-либо создавать. Это может быть все что угодно - домики, картинки, пластилиновых человечков, бусы из ягод и т. д. Важно, чтобы были результаты его труда, его замысла. Взрослые должны помнить - ребенок сам ставит цель и ее достигает, и, чтобы не загубить на корню инициативность ребенка, его веру в собственные силы, необходимо поддерживать его начинания. Поэтому задача взрослых на данном этапе - поддержать ребенка, похвалить результат его труда, даже если им так совсем не кажется. Устраивайте выставки детских работ, раскладывайте и развешивайте их на видном месте, показывайте и дарите друзьям и знакомым, ведь этого ребенок достиг сам. Сам придумал, сделал, довел начатое до финала. Все это дает ребенку возможность верить в собственные силы, знать, что он может быть компетентен в чем-либо. И пусть пока что он еще совсем мал, но пройдет время, старые детские забавы давно забудутся, а вера в себя, свои силы, возможности останется с ним на всю жизнь.

    По материалам книги О.Ю. Машталь «Подготовка ребенка к школе».

    6-7 лет старший дошкольный возраст ребенка. Это период подготовки к школе, осваивания человеческих взаимоотношений, время первых творческих открытий. Ребенок осваивает и закрепляет навыки самообслуживания в быту, учится принимать самостоятельные решения.

    Особенности психофизического развития

    Возрастные особенности детей 6 7 лет позволяют успешно взаимодействовать с окружающими людьми разных возрастов. Ребенок готов принимать и выполнять новые правила общения или игры, спокойно воспринимает смену деятельности, проявляет инициативу. В основе его мировосприятия пока еще лежит собственное впечатление или собственный опыт, но постепенно малыш все более опирается на расширяющийся кругозор и научные понятия.

    Дети становятся все более уверенными в себе, осознают чувство собственного достоинства, отстаивают личную точку зрения.


    В 6-7 лет у детей уже высокий уровень развития способности сосредоточиться не только на чем-то очень интересном, но и на том, что определено как «надо» или «важно». Психологические особенности этого возраста дают возможность пользоваться волевыми усилиями. К 7 годам ребенок способен сосредоточенно выполнять работу в течение 30-35 минут:

    • отвечает на проблемные вопросы («почему?», «как?»);
    • выявляет закономерности;
    • составляет рассказ по картинкам и придумывает продолжение и окончание сюжета;
    • группирует предметы, выделяя доминирующий признак;
    • свободно пользуется речью на высоком уровне развития: чистота произношения, интонационное оформление, построение вопросов, ответов, рассуждений, четкая звукоимитация, обширный запас слов разных тематических групп.

    В этом возрасте дети очень отзывчивы на оценки взрослых и представление о себе формируют через мнения окружающих. Поэтому психологические условия общения очень важны для формирования и развития уровня самооценки ребенка.


    Готовимся к школе

    Большинство родителей считают, что готовность ребенка к школе определяется уровнем интеллектуального развития: степенью обученности читать, писать, считать. Это большое заблуждение. Навыки чтения и счета, безусловно, очень важны, но, прежде всего, надо оценивать уровень физического развития и психологические особенности будущего первоклассника.

    Четко соблюдаемый режим дня, здоровый образ жизни, закаливание, подвижные игры на свежем воздухе, рациональное питание - все это является залогом хорошего физического развития ребенка и подготовки его организма к новым физическим психологическим нагрузкам школьной жизни.

    Формирование должной мотивации у будущего школьника тоже очень важно. Старшие члены семьи должны развивать и поддерживать положительные стремления ребенка: пойти в школу - значит стать взрослее, быть самостоятельным, многое узнать и многому научиться. Доносите до ребенка, что учеба в школе - это не только труд, но и новые впечатления, друзья, возможность заявить о себе и своих достижениях.

    В связи с этим воспитывайте в ребенке толерантность и тактичность, уважение к успехам других и умение сочувствовать. Одновременно развивайте настойчивость, любознательность, силу воли. Эти очень сложные психологические процессы воспитания должны быть для ребенка естественными и системными. Постепенно познавательный интерес должен начать преобладать над игровым.

    К 6-7 годам ребенок должен быть достаточно самостоятелен и ответственен: запоминать задания и поручения и стремиться их обязательно выполнить, контролировать состояние и наличие своих вещей, уметь собрать необходимое, самостоятельно следить за своим внешним видом, содержать в чистоте личные вещи, соблюдать правила личной гигиены.

    В помощь родителям

    • Главная родительская задача - быть помощником будущего школьника. Принимая важные решения, связанные с выбором школы, спортивной секции или кружка эстетического развития, учитывать желания и впечатления ребенка.
    • Грамотно выстроить режим дня, разумно сочетая отдых с интеллектуальными и физическими нагрузками.
    • Не требовать самостоятельности, а помогать становиться самостоятельным, обучать навыкам обихода и самообслуживания.
    • Не сравнивайте достижения и неудачи ребенка с результатами других детей. Формируйте положительную самооценку.
    • Больше читайте вместе с ребенком, заучивайте наизусть стихотворения, обсуждайте прочитанное.
    • Наблюдайте с детьми за природными явлениями. Оговаривайте особенности погоды, времени суток, времени года. Акцентируйте внимание на внешних изменениях предметов живой природы.
    Похожие статьи